вторник, августа 29, 2006

Любовь к человечеству

"Чтобы полюбить человека,
надо чтобы тот спрятался"
(Достоевский, "Братья Карамазовы")



Я хотела быть доброй и помогать людям.

А сегодня я накричала на своих домработников (еще хорошо, что я плохо знаю хинди, а они не знают других языков, на к-х у меня было что сказать...)

А все потому, что если с ними по-доброму - не придираешься к их работе, например, денег им даешь, помогаешь, с пониманием относишься, когда им нужно уехать по делам, или не выгоняешь их с работы, когда они позволяют себе прогуливать, когда сама за них половину работы делаешь - то они тогда путаются в ролях. Тогда им кажется, что всё дозволено и что можно вообще не работать, только рассказывать печальные истории и просить под них деньги... С другой стороны, я понимаю, что они бедные, необразованные люди и никто их рабочей этике не учил. Понимаю, что прожить на те деньги, к-е мы им платим, трудно - можно только кое-как существовать, обрекая следующее поколение на такую же бесперспективную работу (хорошеее образование здесь - привелегия для тех, у кого есть деньги). Но если я жалею их, тогда три пожилых человека в моем доме остаются без помощи, а мой ребенок без внимания, а это тоже несправедливо.

Вообщем, я еще точно не решила, что с ними делать - увольнять или снова простить (а потому я снова в поисках смысла).

А вот старец Зосима очень точно говорил, что "лицо человека часто...мешает любить". Т.е. заочно и любил бы весь мир, всех бедных и несчастных, и богатых, и счастливых, а вот в реальной жизни...


"Чем больше я люблю человечество вообще, тем меньше я люблю людей в частности, то есть порознь, как отдельных лиц" (все оттуда же).

11 комментариев:

  1. Нельзя не согласиться со старцем Зосимой... Я бы даже сказал, что именно лицо (вернее внешний облик человека) и мешает всепоглощающей любви... Это одна из самых большинх тайн христианства для меня. Любовь без лицеприятия... Бог именно о такой и говорит, а мне иногда кажется, что человеку это не возможно (ну, без Божьей помощи так это точно). Я не могу другой раз вообще даже простить человека или принять его сущность, если есть нечто отталкивающее в его внешности. Хочу просить Бога изменить это во мне...
    Про домработников. Вообще отдельная тема. В украинском контексте просто звучит нереально - как из американского кино о красивой и беззаботной жизни. Хотя реально можно себе представить, что все очень даже не так. Ну. что ж - если правда на твоей стороне, то стоит её отстаивать. И требовать необходимого отношения о котором стоит договариваться с самого начала. А точно ли человек знает о моих ожиданиях от него? Просто у меня не всегда так... а я могу наехать...
    Держись. Таня. У тебя все получится. Достоевский в помощь!

    ОтветитьУдалить
  2. Ну вот, написала только что комент и... связь пропала... и комент пропал... Жалко... Ну, попробую повториться.
    Кстати, тот же отец Зосима видел в действенной любви смысл жизни и людей к этой любви призывал. С этим тоже нельзя не согласиться. От себя: именно такая любовь приносит настоящее удовлетворение дающему и истинную помощь принимающему. Требуется, конечно, поусердствоваать, чтобы понять что есть истинная любовь (или какое именно действие будет считаться проявлением такой любви) в отдельном конкретном случае. Очень часто мы (или я, чтоб никого не обидеть) склонны к быстрым решениям и заезженным действиям, потому что жалко время терять на размышление. Вот... К чему все это писала? Да к тем же домработникам и о смысле жизни...

    Очень интересное чувство писать второй раз то, что уже один раз написал... Все кажется каким то искусственным.

    ОтветитьУдалить
  3. Таня,

    Можно пару слов не про Зосиму, от простого человека как я?

    Работников, которые лгут надо увольнять. Тех, которые отлынивают от работы - надо прессовать, чтобы делали на 100% то, за что ты им платишь. Надо быть good steward of your money. Ты ж эти деньги на на улице нашла? Ты их зарабатываешь. И твой муж так долго не засиживался бы на работе, если бы ему деньги легко доставались. Любить людей и быть "добреньким" не одно и тоже. Это ж как с детьми - если ты их любишь, то ты им не будешь разрешать делать то, что им нравится.

    А насчет того, что они не могут позволить себе образование - так это ж известная песня "бідний, бо дурний, а дурний, бо бідний". Пока сам человек не остановится и не скажет "Фатит!" Но он этого не скажет, если ему будут потакать.

    ОтветитьУдалить
  4. Леша!!!

    Вот это слова профессионального HR manager-а!

    Спасибо, правда.
    Я уже тоже пришла к такому же выводу - потом расскажу, что из этого получилось.

    P.S. на улице я только 5 гривен когда-то нашла, лет десять назад (а все равно приятно вспомнить)

    ОтветитьУдалить
  5. Наталка, мне нравится все, что ты добавила "от себя", особенно о том, что иногда трудно понять, какое именно действие будет проявлением доброго отношения и любви.

    ОтветитьУдалить
  6. Наталка, мне нравится все, что ты добавила "от себя", особенно о том, что иногда трудно понять, какое именно действие будет проявлением доброго отношения и любви.

    ОтветитьУдалить
  7. Я на эту тему пыталась отмолчаться, поскольку вдруг почувствовала, что мне нечего сказать о любви к людям. Нет, я конечно, люблю своих друзей и близких (сразу напрашивается продолжение "но и язычники так делают"). А по поводу остальных людей - я до недавнего времени была настолько озабочена тем, как be nice and likable, что для любви места не оставалось.

    Я просто поняла, что мне нужно перестать бояться людей, чтобы начать их любить. И что, действительно, антоним любви - это не ненависть, а безразличие.

    Так что, наверное, вежливость и niceness - понятия достаточно периферические в любви (а что центральное, я пока еще не знаю!)

    ОтветитьУдалить
  8. Точно перифирические...
    Хотя тоже необходимые, но не центральные, это точно.

    Леша, к-й Олекса, спасибо за "тематическую беседу" по Достоевскому - это было большое проявление любви с твоей стороны (хорошо, что ты моего лица тогда не видел, а то, может, и беседа бы не состоялась :))

    Надя, ты всегда очень точно продолждаешь мои мысли и помогаешь мне посмотреть на ситуацию с другого ракурса.

    Кому интересна, как развивается эта ситуация с домработником, короткий update. Сегодня он опоздал часа на два, у меня было довольно сумашедшее утро, когда я не знала за что хвататься - везти ребенка в школу, мыть посуду, печь роти или мыть полы. Начала мыть полы у бабушки - позвонил заказщик, пришлось бросить тряпку и швабру и превратиться в бизнес-леди. Потом пришел-таки домработник, просто-таки герой моих последних рассказов, и начал смиренно и аккуратно мести и мыть, и даже поздоровался со мной, вот.

    ОтветитьУдалить
  9. Пожалуйста! Таня!

    Если тебе надо кого-то "промотивировать" - обращайся:)

    ОтветитьУдалить
  10. На самом деле любить людей это совсем не значит потакать им. А даже наоборот. Так что пусть тебя не мучают угрызения совисти. Можно взять в руки кнут и проучить бездельников при этом не испытывая к ним ничего кроме любви.
    А вообще интересно как они там расслабились - совсем перестали уважать белого человека. Эх! прошли те времена, когда белых называли саибами.
    С другой стороны и сами тоже хороши! Надо держать себя с достоинством подобающим представителю белой рассы.

    ОтветитьУдалить
  11. Ну, знаете ли, я не хочу, что меня называли саибом :)

    ОтветитьУдалить