пятница, августа 18, 2006

Черное и белое

Рассматривая книгу с пиратами, королями, ведьмами и феями, мой четырехлетний сын поочередно ставит пальчик на каждую картинку и спрашивает: "Мама, а этот плохой или хороший?". Для него сейчас очень важно разделить окружающую действительность на черное и белое - тогда ему все становится ясно: черного нужно бояться, а с белым можно дружить; он пытается упорядочить для себя мир и включить воспринимаемые объекты (гусей-лебедей, например, бабок ежёк, машенек и медведей) в смысловую систему. Причем, у него уже сложились свои представления и стереотипы о том, как выглядит плохой герой, и он может безошибочно выделить его из толпы.

В свете этого диалога я подумала: а ведь желание разделить все на черное и белое, доброе и злое, и умение, в случае чего - когда не хватает чистых фактов, например, - "достроить" информацию сохраняется у нас и во взрослом возрасте. Мы развешиваем ярлыки, приписываем людям мотивы их действий и интерпретируем их поведение в соответствии со сложившимся у нас образом этих людей. И я даже знаю, каким умным словом это можно назвать, и не постесняюсь это умное слово здесь запостить (потому что иногда я люблю употреблять умные слова). Слово это каузальная атрибуция. А еще это может быть проекция, когда мы приписываем другим свои собственные мотивы, чувства и мысли.

Теперь вы по моему сегодняшнему сочинению можете догадаться, что утром я читала не Хармса, а Достоевского, и отсюда, т.е. оттуда мои философские настроения. Одно из таких настроений можно даже зафиксировать в таком положении:

Не нужно все буквально делить на черное и белое - мир гораздо более сложный. Не все так однозначно, как в детской книжке. Иногда ведьма может надевать красивое платье, а Золушке приходится ходить в разорванном. И, вообще, человек не равен самому себе и может быть разным. Не нужно загонять его в рамки и не заставлять всю жизнь играть роль положительного или отрицального героя, такого себе отличника или троечника. Для каждого важно быть собой, быть разным, быть НАСТОЯЩИМ, ПОДЛИННЫМ.

А теперь мне нужно идти, потому что если я сейчас не выключу компьютер и не пойду с Никиткой мультики смотреть, то он навесит на меня ярлык негативного героя.

7 комментариев:

  1. Как это Вы так незаметно название дневника поменяли? :)

    ОтветитьУдалить
  2. А вы так незаметно подметили! :)
    Просто, в каком-то смысле, названия дневника отображают названия периодов жизни, если можно так выразиться. Ветер переменился - и все, нужно менять название:)

    ОтветитьУдалить
  3. Это, кстати, к вашему вопросу о том, что делать, когда сказать нечего, а молчать не хочется :)

    ОтветитьУдалить
  4. Хи-хи.
    А мне ваше прежнее название нравилось больше, уж извините.

    ОтветитьУдалить
  5. Просто у нас с вами разная концепция, что ли, этой строки вверху - вы ее видите, как статичное название, а я, по всей видимости, как динамическое (глубокомысленно улыбаясь).

    ОтветитьУдалить
  6. Иногда шаблоны и предубеждения помогают выжить))) Хотя в целом согласна на все сто - оттенки дают нам возможность остаться здоровыми. Я уж и забыла, что такое каузальная атрибуция))))

    ОтветитьУдалить