понедельник, февраля 11, 2013

"Свои" и "чужие": шкала Мильтона Беннетта

                                                              Каждый по-своему прав,
                                                              а по-моему - нет.
                                                                                              Народная мудрость 

Благодаря расширенным комментариям к посту Радиус личного пространства
я не только узнала, чем закончилась история бедной индийской Лизы, но и сколько свободной территории у эстонцев, почему ЧУМработница по вечерам прячется от мужа, как в жизнь Светланы Б. ворвались брутальные мужчины, почему Марианна откладывает поездку в Индию, а Ирина не ест завтраки на работе, в каких лабораториях работают представители менее привелигировнных каст ; а так же наконец получила детальное объяснение,  как я очутилась в Индии и задумалась о роли фенотипа в моей личной жизни. Кроме того, с помощью Наташи и её преподавателя Быкони Г.Ф. задумалась  о влиянии "природного фактора" на развитие культуры народов Сибири и Японии, а вместе с Еленой Rubric утвердила, что не пройдет и сотни лет, как в Индии "личное пространство увеличится до приличных размеров".

 Определять, что есть "прилично" "уместно" и "комфортно" будем, конечно же, мы (улавливаете плавный переход от лирического вступления к серьёзной части?;)

Итак, собственно теоретическая часть. 

Человеку свойственно воспринимать свою культуру как центральную по отношению к другим. Американский антрополог Мильтон Беннетт  (1986, 1993) выделил шесть стадий развития межкультурной восприимчивости или чуткости:
 

1. Отрицание

2. Защита

3. Минимизация

4. Признание

5. Адаптация 

6. Интеграция


Первые три этапа (отрицание, защиту и минимизацию) Беннет называет этноцентричными, последние три (признание, адаптацию и интеграцию) - этнорелятивистскими.  . На стадии этноцентризма мы оцениваем других при помощи собственного стандарта. Этнорелятивизм предлополагает наличие нескольких стандартов и способность корректировать собственное поведение в зависимости от условий. (С этим термином есть некоторые проблемы, и сейчас обсуждают его замену на "этновключение").

В оригинале модель DMIS выглядит так (и пусть вас это не пугает ;)

Отрицание
На этой стадии человек находится в определенной изоляции от других культур, либо по объективным обстоятельствам, либо по собственному желанию. Ему свойственно полностью отрицать и не признавать существование различий между культурами, за исключением самых поверностных различий  - "иностранец", "азиат", "темнокожий". Непонятное поведение он объясняет так: "Они так делают, потому что по-другому не умеют" (никто не научил их делать "по-людски"). Так как знание о других на стадии отрицания ограничены несколькими фактами, в ход идут стереотипы: "все индийцы - ...", "китайцы всегда...", "американцы никогда...".

Хорошего жизненного примера отрицания у меня пока нет, приведу пример стереотипизации:
В юности мои представления об африканцах ограничивались философией "не ходите дети в Африку гулять" и знанием  о том, что в Африке растут бананы. Как-то на студенческой конференции нас поселили с девочкой из африканской страны. Я хотела быть вежливой, но ничего лучшего не придумала, как говорить с ней о бананах. Бедная девочка - весь вечер она рассказывала мне о банановых плантациях, их пищевой ценности различных сортов, кормовых бананах и прочих сельскохозяйственных тонкостях (чем подтвердила моё убеждение, что африканцы - специалисты по бананам ;)


Защита
По мере того, как человек осознает глубину культурных различий, он начинает воспринимать эти различия как определенную угрозу для себя. Культурные различия в его описании имеют негативную окраску, а собственная культура выступает эталоном.
  
Интересный феномен: обратная форма защиты: у некоторых людей этот процесс происходит по-другому. Они всей душой принимают другую культуру и акцентируют внимание на негативных сторонах своей собственной. 

В любом случае, стадия защиты характеризуется поляризацией  правильные "мы" и не правильные "они".

Минимизация
Осознав культурные различия, человек пытается сохранить свои собственные убеждения и "упаковать" новые знания в уже сформировавшиеся представления о мире. Он легко признает поверхностные различия: еда, одежда, обычаи, но убежден, что глубоко внутри все люди одинаковы. В конце-концов все мы просто люди! В результате некоторы культурные ценности принимаются за ценности универсальные.

Примеры "минимизации" из жизни:

- Если бы у индийцев был выбор, они бы обязательно предпочли выбрать супруга/супругу самостоятельно!

 В основе этого утверждения - убеждение, что ценности у всех одинаковые.

В ответ приведу мой давний разговор с героем ЛЮБВИ ПО-ИНДИЙСКИ:
- Как украинцы выходят замуж и женятся? Неужели родители вам совсем не помогают?
Хм... Видишь ли, Таня, индийские родители очень любят своих детей и заботятся о нас...

В то время, как представители западной культуры не верят индийцам, индийцы не верят американцам, которые рассказывают, что их родители по собственному желанию живут одни, либо живут в пансионате для престарелых. У американского мужа моей подруги 85-летняя мать живет одна в США - видели бы вы, как на него смотрят индийцы... Они очень учтивы и не выражают своего ужаса - но он написан на лицах. Bad son!!!

По-моему, стадия "минимизации" - одна из самых интересных на шкале развития межкультурной чуткости. Поведение квартирной хозяйки Лизы  как раз яркая иллюстрация - хозяйка уверена, что будь у женщины выбор, она никогда не пожелала бы спать одна в страшной комнате. В результате - коммуникативный провал. А ведь по сути она применила "золотое правило" Евангелия: "как хотите, чтобы с вами поступали люди" (от Луки 6:31). Или нет?
 
Признание 
На этой  стадии человек активно изучает культуру. Он осознаёт, что сам является продуктом своей культуры и признает право людей мыслить и действовать по-другому, понимая, что его путь не единственно верный. Он терпимо относится к неопределённости и знает, что нет правильного ответа для всех задач. В то же время он признаёт, что есть решения более подходящие и менее подходящие к условиям задачи. Признание не означает, что человек охотно принимает новые нормы и ценности - он просто признает их наличие и учится воспринимать их безоценочно. На этой стадии человек пытает избежать борьбы за власть и правоту. Зачастую кросс-культурные моральныме и этическиме диллемами, которыми он озадачен, влияют на его способность эффективно функционировать. Это из исторической серии "уже не хочу жить по-старому, но ещё не совсем понимаю, как жить по-новому".

Адаптация
Человек способен модифицировать и корректировать своё поведение в соответствии с новыми культурными нормами; может оценить ситуацию с точки зрения другого и даже выступить своего рода защитником другой культуры - т.е. может объяснить её другим.

Интеграция 
Стадию интеграции характеризует отсутствие одной культурно обусловленной системы ценностной ориентации и модели поведения. Человек достигает уровня мультикультурности и  способен интерпретировать явления с разных точек зрения, понимая, что в кросс-культурных вопросах нет черного и белого, правильного и неправильного.
Он может свободно "входить" и "выходить".

Такие люди легче сходятся с другими "культурными маргиналами", чем с представителями своей культуры. Это, как правило, дети из межкультурных семей, которые с детства учатся лавировать между культурами и менять своё поведение в соответствии с нормами.

Интересный факт: Беннетт использует термин "случайно бикультурный". "Случайно бикультурным" может стать ребёнок, выросший в международной семье и усвоивший поведение родителей. Хотя такой ребёнок свободно ориентируется в культурах мамы и папы, совсем не обязательно, что он сможет перенести эти навыки в новую культурную ситуацию.


***

Интересно то, что развитие не происходит по восходящей. В течение одного дня человек может пройти и "адаптацию", "минимизацию" и вернуться к "защите". Но всегда есть новый день!

По-моему, эта модель подходит не только к анализу кросс-культурных ситуаций, но и вообще к нашему восприятию "другости" (чесслово, встречала такой термин!).

Очень интересно узнать, что вы думаете о модели Мильтона Беннетта. Мы с вами, кстати, можем не хуже модель разработать - уверена, что всё к этому идёт ;)







32 комментария:

  1. Таня, как всё запущено... Я попозже зайду, ладно? Когда мне по-простому всё объяснят:-))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не, ну это уже прямое обвинение из тундры в неспособности разложить материал по полочкам! ;) ;) ;) А всё потому, что нужно День Рождения отмечать, а модель Мильтона Беннетта подождёт.

      Удалить
    2. К тому же, ну какой Беннетт конкурент Ширвиндту?! ;)

      Удалить
    3. День рождения отметили. Теперь, после выпитого, могу точно сказать,что после двадцати лет жизни в округе я, русская, полностью интегрирование в национальную среду НАО: глаза стали Уже, волосы почернели, вместо здрасте могу выговорить толкусь "ань дорова"!:-)))

      Удалить
    4. И много ли надо, чтобы довести русского человека до состояния глубокой рефлексии и самоанализа ;)

      Удалить
  2. Тань, а ведь эта модель не только для межнационального восприятия, а и просто жизненные позиции большинства людей. Это модель отношений между мужчиной и женщиной, между взрослым и ребенком...
    Очень важно почаще останавливаться и задумываться, как живем, не придираемся ли по пустякам. Не нравится что-то категорически - отойди, не лезь со своим уставом в чужой огород. Я многому научилась от англичан, долгий болезненный процесс обучения... Но, слава Богу, голова пока на плечах есть и я ей думаю! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лен, я вот тоже, пока писала, подумала, что модель применима не только в контексте кросс-культурных отношений. Ведь культурные различия - такая мелочь по сравнению, скажем, с разницей между мужчиной и женщиной.

      Очень интересно узнать, как проходил "процесс обучения у англичан"!

      Удалить
    2. Да по-всякому: как и у тебя - затяжные слезы и обиды...
      Навсегда запомнила, как приехал к нам в гости приятель из России, продвинутый и западноориентированный бизнесмен, так он меня обучал: "Запомни, Ленка, они не хуже и не лучше, они - другие!" Вот и все. Другие и - точка.

      Удалить
  3. наверно, на интеграцию способен только высоко духовный человек. Это сложно одинаково легко принимать и примерять разный культурный опыт. Мне, пожалуй, еще не случалась столь далеко зайти в межнациональных отношениях-)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я слышала от специалиста в области кросс-культурной коммуникации, что интеграция - это, практически, недостижимо для человека, который с раннего детства не погрузился в несколько культур. Что-то вроде изучения языка - с определенного возраста будешь говорить с акцентом.

      Удалить
    2. Здесь важно добавить, что интеграция не есть идеальным состоянием. Обратная сторона медали - отсутствие "якоря" (как вариант).

      Удалить
  4. Добрый вечер всем!
    Таня! как интересно! Почаще выкладывай такие знания из своей области. Я совершенно тёмная в этом вопросе :)
    ...Но вся эта схема так точно отображает жизненный цикл человека: от рождения до взросления и становления личности. Под личностью я подразумеваю человека, способного понять первопричины поступков других людей, войти в их положение, адаптироваться когда нужно и выйти когда не нужно. Короче говоря, меняющего своё поведение смотря по обстоятельствам.
    Наверное и Elena Rubric подразумевает то же?
    Сомневаюсь про полное "отсутствие якоря". По-моему такое невозможно, ка невозможно родиться даже в двух культурах одновременно. Какая-то будет ведущей и будет оставаться основой, даже при умении "входить" и "выходить".
    А твое какое мнение? И к какой культуре ты ближе? К культуре от рождения или приобретенной? Интересно узнать об этом твоем жизненном опыте?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташ, обещаю выкладывать ;) Я делюсь теми вещами, которые близки мне и которые либо я сама прожила, которые меня каким-то образом зацепили. Отличное наблюдение, что шкала в каком-то смысле отображает процесс становления личности. Спасибо за интересный ракурс! Ты точно на художника училась? ;)

      Про "якорь" - конечно же, речь не идет о полном отсутствии корней. Просто стадия "интеграции" тоже имеет свои ловушки. Попробую как то написать об этом подробней. Я бы хотела дополнить этот пост примерами и повесить как ресурс для тех, кому это может пригодиться. В русскозычном Интернете эта тема слабо развита.

      Думаю, я лично к этой стадии не доберусь, а вот дети - да. Они так ловко "входят" и "выходят", перепрыгивают с одного языка на другой, меняют интонацию и даже образ мышления.

      Удалить
    2. Мне кажется про твоих детей - это немного другая история. Для них обе культуры родные потому что их родители являются носителями этих культур.
      И думаю, что момент интеграции может существовать только у взрослого сформировавшегося человека. Который осознанно (для достижения каких-либо целей) вливается в культуру. А дети на стадии "впитывания" :) Их способности сейчас, мне кажется, нужно отнести к передаче информации по наследству, научению потомства так сказать :) То есть, помести их в этом возрасте в другую культуру, смогут ли они осознанно поменять свое поведение? Отец и мать - это некий эталон поведения, который принимается, копируется, но не анализируется.
      Или я чего-то про интеграцию эту может не поняла???

      Удалить
    3. Наталья, очень интересное наблюдение о том, что шкалу вполне можно было бы наложить на этапы формирование личности. Сейчас еще раз перечитала. Причем, "отрицание" - это подросток. Первая осознанная попытка примерить на себя этот мир. Я сейчас где-то между "признанием" и "адаптацией" застряла.-). Вот что значит коллективный разум, Мильтону такого и в голову бы не пришло, что это и про меня, и про меня с ним, и про меня с ними, и про меня с ней (кошкой).-)

      Удалить
    4. Хороший вопрос, Наташа!
      О младшем ещё, конечно, рано говорить, но у Никиты три культуры, с которыми он ежедневно взаимодействует: украинская, индийская, и "международная", собственно, западная культура, американско-европейская. В каждой среде - это три разных человека. А интеграция как раз предполагает "мультикультурную самоидентификацию". Если брать меня - то у меня, конечно же, очень ярко выраженное "украинское Я" (даже советское), хотя я тоже нормально адаптируюсь, но сразу понятно - это приспособившаяся украинка ;)

      Удалить
    5. Cвета, сажусь писать письмо Д-ру Беннетту "и про меня, и про меня с ним, и про меня с ними, и про меня с ней"! ;)

      У меня, кстати, уже есть такой опыт - как-то мне на ум пришло писать послание учёному, который ввёл понятие "эмоциональный интелект". Мы с ним даже какое-то время переписывались. Наташа, хотела написать "премилая черта западных преподавателей", а потом вспомнила ваши с Беконей походы до остановки и решила, что наши не хуже, просто "другие" ;)

      Удалить
    6. Люди науки, как правило, очень открытые и доступные. У них так мозг устроен: они открыты всему новому. Я после возвращения из Новосибирска, вернее, после углубленного общения с академической филологией, в таком приподнятом интеллектуальном состоянии прибываю.-) Как это здорово ввязаться в спор с профессором о злоупотреблениях в современном русском языке вводными словами и тире. Я даже академикам для изучения мысль оставила о том, что не стоит у многих современных авторов искать во вводных словах модальность. Очень часто - это обыкновенные слова-паразиты, не несущие эмоциональной окраски, и просто перекочевавшие из разговорной в письменную речь. -)))
      Ой, Танечка, вы уж простите, что я тут хвастаюсь. Но, как говорится, вы эту палату для особо одаренных сами собрали, вот народ и не скупится на занудство. -))))

      Удалить
    7. Мама дорогая!!!
      Вы тут обе с Мильтонами и Беннеттами на короткой ноге!? Мне надо срочно узнать кто это такие :)))

      Удалить
    8. Нет уж! Вы Света пишите! Я наконец, обнаружила людей, с которыми интересно побеседовать. Я тут все комментарии читаю по три раза наверное :) А то мозг усох в декрете :)

      Удалить
    9. Да мы с ними чай пьём и спим в обнимку(с их трудами)!

      Кстати, только что уточнила у специалиста - сказал, что если не достиг уровня "интеграции" до старшей щколы или университета, то не видать её ;)

      Свет, мне тоже очень интересно!!! Я из тех, кто обожает тире.

      Удалить
    10. Ага! Значит это и есть что-то типа созревания. Не дозрел, а сезон прошел :)

      Удалить
    11. Ну, вот, а мы все кинулись на высшую ступень пьедестала, а лавровые венки и медали уже лет 25 как розданы.-) Придется смириться с безнадегой.-)

      Удалить
    12. Наш удел - адаптироваться и принять безнадегу ;)

      Удалить
    13. Девочки!Наука - это материя не постоянная. Раньше вот думали, что и Земля на слонах стоит :)
      Никакого смирения! Адаптируйся или умри :))) Докажем обратное!!!

      Удалить
    14. Наташа, кстати, нашла у Беннетта комментарий про детей - просто у тебя списал ;) Он говорит, что в некоторых случаях дети становятся "случайно бикультурными" (его термин, я не сама придумала! ;), перенимают поведение у родителей и нет гарантии, что смогут применить эти навыки в новой кросс-культурной ситуации. Думаю, что в моем случае они не "случайно мультикультурные" - так как активно включены его и другие культуры, где им уж самим нужно выживать.
      Тебе 5+ за интересное наблюдение! Обязательно докажем обратное!

      Удалить
    15. Таня! Огромное спасибо тебе за новые знания, которые ты подкидываешь в топку моей головы! Я очень рада, что случайно нашла твой блог :)

      Дети у тебя конечно наверняка смогут адаптироваться в чужой среде. Твоё "генное наследство" и целенаправленное обучение сделают своё дело :)

      Буду читать с удовольствием :)

      Удалить
  5. Интересная теория -- впервые о ней прочла. Спасибо Таня. Буду знать.
    Теперь о моем опыте. Я не знаю от чего это зависит, но я по приезду в Америку сразу как-то прыгнула в 4ю стадию :) То есть отрицания не было и остального. Но явно что-то было и это скорее всего был культурный шок, как его тут называют...
    Это кстати довольно болезненный процесс... Но у меня с самого начала было желание узнать эту культуру и принять ее. Может потому, что она мне уже давно нравилась, еще с молодости. У меня было больше отрицаний по поводу своей культуры (много чего не нравилось в русской культуре: мало независимости, вмешательство родителей в жизнь взрослых детей, коллективизм, отсутствие культуры выпивки... и др.) Вот такой у меня опыт. Не вписываюсь я на все 100 в эту теорию... Или чего-то не допонимаю?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксан, на 100% вписываться не нужно ;)
      Шкала Беннетта не предполагает, что человек каждый раз будет проходить все стадии с нуля. Большинство людей, которые уже сталкивались с другими культурами, практически навсегда покидают стадию "отрицания". Сейчас добавлю пример поведения на этой стадии в текст, чтобы не затерялся в комментариях.

      Я думаю, что даже человек, который отошел от этноцентричных стадий и большинство времени функционирует на последних трех, периодически возвращается к "защите" и "минимизации" - просто он это фиксирует, осознает и долго там не задерживается.

      Удалить
    2. Оксана, спасибо, что обратила внимание на процесс отрицания своей культуры. Я добавила информацию в текст поста, но здесь хочу привести цитату Мильтона Беннета по поводу "обратной защиты"

      a reverse form of defense:

      People vilify their own culture and become zealous proponents of an adopted culture. For, example, some U.S. Americans, when traveling, label most of their compatriots as "the ugly Americans".

      Удалить
    3. Ну что ж, надо отдать Беннету должное --многое попытался объяснить. Спасибо, Таня за разъяснения.

      Удалить
    4. Отправлю доктору счёт за популяризацию его идей ;)

      Удалить