вторник, июня 09, 2009

Омма

И все-таки Индия - удивительная во всех отношениях страна.

Здесь, например, заведено, что за старенькой бабушкой ухаживает не ее собственная дочка или внучка, а неприменно невестка. Дочка, после того, как выйдет замуж, ухаживает за бабушками в доме своего мужа.

Сейчас свекровь моей свекрови, омма, переехала к нам, и я наблюдаю за этим явлением что называется из первых рук. Конечно, это очень похвально, что невестки ответственно подходят к делу, но все-таки есть в этом что-то неестественное. Особенно если у невестки и свекрови еще с молодости не заладились отношения, если свекровь всю жизнь издевалась над невесткой, а теперь традиции обязывают невестку за ней ухаживать. И это в том возрасте, когда ей самой уже нужен уход.

Вообще-то, конечно, это сложная тема при любом раскладе...
Жаль человека, который так прожил свою жизнь, что в старости ни у кого при всем желании, воспитании и традициях нет никаких приятных воспоминаний о совместной жизни. Если честно, я такого человека вижу впервые. Вижу и удивляюсь. Эгоизм в высшей степени сохранил омме здоровье, и в свои почти сто лет она может запросто станцевать Шакиру (это надо видеть!). Правда, танцы и песни и - единственные активные занятия, к-е ее увлекают. Все остальное за нее ВСЮ ЖИЗНЬ делали другие. У нее три сына, а значит три невестки. Сыновей она, по всей видимости, родила и женила рано, а следовательно рано "вышла на пенсию". В селах в то время многих девочек отдавали замуж в подростковом возрасте.

Всю жизнь омма делала все, что хотела, и здешняя культура ей это позволяла. Старшим не перечат, и если старший - просто-напросто бессовестный человек (который, к примеру, избивает свою невестку до крови!), то так оно и будет (пока у невестки не выростет сын, который встанет на ее защиту).

Уважение к старости, доведенное до абсурда? Традиции, которые порождают безответственное отношение к жизни?

6 комментариев:

  1. Народные традиции обычно не имеют четких указаний, что и как делать. Во все времена в народе находятся их интерпретаторы: священники, общественные лидеры, и нынче всякие знаменитости. В зависимости от многих причин, но главное от энергетики и категории (доноры - вампиры) человек выбирает себе неосознанно стиль поведения в каждой ситуации: или травить того, кто слабее духом, или помогать им.
    А слабым-то и особо выбирать-то нечего, ибо они всегда ведомы, и тут уж как повезет с поводырем.
    Юных членов общества подминают под себя более матерые и энергетически богатые, как превентивная мера, чтобы молодые их не затоптали, когда поймут, что к чему.
    На самом деле физически не трудно разорвать цепи обычаев, но удерживает людей в их плену все тот же страх оказаться отверженным обществом, ведь в одиночку жить не сахар...
    Я наблюдала случаи, когда из ультра религиозных семей в Израиле "откалывались" повзрослевшие дети и уходили в светскую жизнь, восстав против обычаев, к-е им казались бессмысленными. Как не признаваясь вслух, тосковали они по потерянной семье, по привычному укладу, как угнетало их то, что семья от них отказалась, похоронив заживо - это же не заживающая рана на всю жизнь.
    Есть у меня и здесь тоже такая знакомая семья, им уже за 40, он - друз, а она еврейка из очень религиозной семьи, к-я отреклась от нее после того, как та ушла со светским друзом. Того клан тоже перестал замечать, и пришлось им в Америку уехать, ибо не выдержали они изоляции своих старых друзей и знакомых. Они тут живут богато, но тоскливо им, и вспоминают они об Израиле всегда так, что у тебя аж защемит в душе.
    На самом деле эмоционально человеку легче пережить физические издевательства и моральную травлю, но при этом быть принадлежащим к своему клану, делать то, что он САМ считает, что ТАК надо, нежели разорвать путы традиций и уйти в другой стиль жизни. Это по силам только сильным духом, очень влюбленным или очень увлеченным какой-то идеей. Это, знаете, как идти на лыжах по глубокому снегу и прокладывать лыжню в пургу, зато тем, кто идет за тобой намного легче, и не важно, что тот кто впереди может ведет всех к крутому обрыву...
    Или еще переход в другую ментальность возможен, когда толпа рвет связи со старым, то тогда за компанию и слабак повалит в "новую жизнь", когда критическая масса толпы б. достигнута.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень интересная мысль, читала как-то похожее про культуру амишей или меннонитов. Для ушедшего члена общины легче вернуться в деревню и быть изгоем, "shunned", чем жить "в свете", но без родных/привычных рамок существования. Сложный вопрос.

      Удалить
  2. Слушай, Тань, а вот мне интересно, ваш пападжи вроде ничего получился как человек? Как это удалось, воспитываясь у такой бабульки?

    ОтветитьУдалить
  3. Про доноров и вампиров это да... Это 100% точно. Способ самореализации в семье, классе, камере и т.п - короче, в стае - видимо определяется именно энергетической ориентацией.
    А я вот в свете Ириного коммента впервые задумался - я то сам какой? Я никогда (с самого раннего детства) не терпел никакого насилия, и семья в которой кого-то топчут для меня не семья. Воинствующий толстовец?

    ОтветитьУдалить
  4. Надь, помнишь две теории психического развития: социологизаторскую и биологизаторскую. Наверное, где-то там нужно копать.

    Андрей, "энергетическая ориентация" - отличный термин! Я уж не знаю, кто вы такой и какие у вас отношения с воинствующим толстовцем, но издалека видно, что вы человек с большим знаком ПЛЮС.

    ОтветитьУдалить
  5. В Узбекистане очень похожая ситуация :-))

    ОтветитьУдалить