пятница, июля 28, 2017

Тоска о невидимом зрителе

невидимое
долго живешь, тоскуя - почти неосознанно - о невидимом зрителе, который внимателен к тебе, к каждому твоему страху, к каждой радости, каждому изгибу - всему, что составляет тебя, настоящую тебя.
кто всё о тебе понимает лучше тебя самой, и всё тебе о тебе расскажет, и всё о тебе сделает - только придет срок, и невидимый станет видимым - вот тогда и настанет жизнь.
приходит срок, невидимый становится видимым, но проявляется совсем не таким.
настает жизнь, но совсем не такая.
ты ей намекаешь - не такая ты, надо чтобы вот так.
и ему плачешь и рассказываешь как от него всё не то и не так, а должно быть наоборот.
страдаешь, что всё, составляющее тебя настоящую - с невыразимыми страхами, радостями, изгибами - всё это подлинное драгоценное живое - так никому и не нужно и неинтересно, а в ходу лишь внешние и наличные версии тебя - такие небрежно подобранные аватарки, с которыми все обращаются как с тобой.
дорастаешь до уровня, когда смеешься, и признаёшь, что страдала фигней,
что никто не будет прикасаться к настоящему твоему, потому что оно неприкасаемо,
и у каждого оно есть такое своё, и каждый лелеет в темноте несознанки надежду, что однажды кто-то войдет в этот обрушенный лабиринт его души, и выведет его из-под завалов.
и бедные те, на кого возлагают эти бремена надежды,
и бедные те, кто надеются
потому что это и есть та единственная подлинная сфера сакрального - поприще Бога - который ревнив, и никого не подпустит к своим лабораториям,
Ему одному интересны и важны страхи и изгибы,
а свет и тьма в нас - суть его опыты самопознания,
Он-то хорошо знает, что видимое - временно, а невидимое - вечно
2012
Автор: Лара Галль

воскресенье, июля 16, 2017

15

Он не любил читать, и я водила его на Reading Dates - со всем своим креативным рвением стремилась "причинить добро". Очень страдала: "Мой (!) ребёнок не любит читать..." А он учил меня принимать людей такими, как они есть, с их уникальным восприятием реальности.

Он плохо спал по ночам. Год, два, три, пять, семь...Потом я перестала ждать, что это когда-то закончится.

Он хотел говорить, говорить, говорить...иногда я была настолько истощена, что с трудом изображала интерес...но в душе всегда просила Бога, чтобы этот живой диалог никогда не прекращался, чтобы он не замыкался в себе.

Он всегда ищет улыбку на моём лице...Если есть на свете человек, который меня очень тонко чувствует, то это Никита. Эмоциональный интеллект на высшем уровне. Он разделяет мою любовь к Украине и родному городу, а когда я грустила в Индии всегда писал мне записки и рисовал, чтобы поддержал: "Поедешь-поедешь к своей маме. Вчера поедешь" - пытался говорить со мной на русском и долго путал "завтра" и "вчера".  Смеялся и поправлял меня, когда я неправильно говорила на хинди: "Мама, ты девочка! Не "кар рага ху", а "кар рахи гу". Я на всё соглашалась.

Бегал на второй этаж в индийском доме, где происходили все основные события, слушал разговоры на хинди и следил, чтобы никто в процессе женских сплетен ничего плохого не сказал обо мне. Очень переживал, если ему казалось, что индийские женщины меня не принимают. "Мама, бабушка (свекровь) не сразу тебя полюбила - сначала ты ей показалась очень странной. Но потом она всё поняла."

В июне он вставал в пять утра, чтобы прогуляться со мной до школы. Мы варили кофе или чай и начинали день вместе, пока город еще не проснулся.

Одно время гордился мною и любил показывать меня своим друзьям: "Пацаны сказали, что ты крутая", потом очень стеснялся: "Мама, ты в тот район не иди - еще кто-нибудь узнает, что ты - моя мама!"

Он всегда напоминает мне, что Главное, а что - второстепенное.

С раннего детства задавал сложные вопросы об отношениях, устройстве Вселенной, науке, крос-культурных особенностях, справедливости, вере, Боге, моих приоритетах.

Сегодня ему 15. Он гуляет на берегу извилистой реки, где я проводила много времени в детстве с папой. Разводит костёр с подростками-программистами на "моей" Красной горке. Если бы я могла попросить о чём-то, я бы очень хотела, чтобы в его жизни был мой папа...Такой дедушка обязательно нужен мальчику...но теперь осталось дорожить каждым воспоминанием...

Я хочу помочь ему сориентироваться в жизни, но не хочу подавлять. В попытках найти баланс выполняю невероятные пируэты воспитания. Сбиваюсь с ритма, падаю, поднимаюсь, набираюсь сил и продолжаю...

У меня есть мечта для тебя, сынок. Я обязательно приложу все силы, но я всего лишь человек, мои возможности ограничены. Пусть в этом году ты станешь свидетельством Божьего чуда.


пятница, июля 14, 2017

Офисные страсти

Н. - моя новая коллега. Современная, молодая, трудолюбивая. Живёт в Канаде с детства, здесь заканчивала институт. С ней можно интересно поговорить, но в то же время, она умеет вовремя переключиться и сосредоточиться на работе. Редкое качество в моём коллективе, нужно сказать. Многие коллеги навык "входа и выхода" утратили. Точнее со "входом" всё нормально: готовность включаться в беседы и вовлекаться в безразмерные разговоры на высшем уровне.

Как-то после работы мы поехали искать маскапоне - коллега-итальянка предложила научить семейному рецепту тирамису. Разговорились. Мама Н. умерла, когда ей было 4 года. Слово за слово, я спросила, когда в её жизни появилась мачеха. Оказалось, она была всегда. Еще до смерти мамы была официальной второй женой. 

- Истории, которые мне рассказывают о том периоде, не совпадают: каждый излагает по-своему. А у меня осталось только одно воспоминание о маме, когда меня показывали ей в больнице. Не знаю, хочу ли я знать правду...

Я сомневаюсь, что стоит озвучивать то, что подумала. 

- У отца был бизнес в Англии. Мама часто туда ездила по работе и там и умерла. Что-то с печенью, - продолжает Назик. - А еще из-за этого двойного брака отца я потеряла бабушку - у нее случился сердечный приступ, когда она узнала. Мой отец был политиком до иммиграции в Канаду. Мачеха вышла замуж за него из-за денег и никогда ни в чём не нуждалась и ничего самостоятельно не делала, пока мы сюда не переехали. Здесь она готовит на всю семью и работает. В общем и целом, у меня нет к ней претензий. 

- В нашей культуре меня очень напрягает патриархат. На прошлой неделе на вечеринке нашей семьи подали ужин. Мужчины быстренько побежали за едой - по традиции их нужно пропускать вперёд. А мы с сестрой подумали: "Доколе?" и встроились в мужскую очередь.

Да уж, настоящий бунт. Неслыханная дерзость.

В свободное время Н. проводит семинары для женщин. Вместе со специалистом-психологом говорит о том, что мужчина не обязательно всегда прав (о, боги!), особенно, если он избивает женщину. Об этом узнал служитель культа, призвал общину изгнать бунтовщиц и вызвал  на серьёзные разборки за такое "богохульство". Разговор не состоялся, так как ему устав не позволил на них смотреть. Действительно, где это видано.

Всё это происходит рядом с нами, в современной Канаде. 

вторник, июля 11, 2017

Это что?

Кассир, местная канадская девушка европейской наружности, удивленно смотрит на мои ярко-желтые овощи и спрашивает, что это - не знает, как пробить на кассе. 


Чувствую себя умудрённым жизненным опытом знатоком овощей и фруктов. 

Что там цукини - я даже кейл и ямайский калалу сама выращивала (и раздавала ямайским студентам, сама так и смогла проникнуться смыслом). 

Моё Я-идеальное утром пьет свежие овощные соки, которые на практике почему-т очень похожи на черный кофе. На обед у Я-идеального супы и салаты, в  то время, как Я-реальное либо жует сухарик, либо пропускает обед вовсе. К диетам не имеет никакого отношения: мне действительно нравится яркая, свежая пища, но семью ей не накормишь, поэтому с годами сработал механизм пренебрежения своими интересами. 

Хотя я уже три года не живу в Дели, но боевая индийская закалка меня не покидает. 

За первые три года в Индии я, конечно, успела гораздо больше. Но то была ранняя молодость и менталитет бега на короткую дистанцию. В Канаде я уже бегу не "куда", а "как" - в удовольствие, с расстановкой и более зрелым чувством, избирательно и прислушиваясь к самой себе. 

Сразу по приезду совсем отказалась жарить роти - здесь в любом магазине через дорогу можно купить готовые. Их, конечно, тоже нужно поджарить, но объем работы уже другой. 

Три года не варила индийский молочный чай. Сначала дети опешили: как это? Что ты имеешь ввиду? Но я выстояла и отучила их от постоянных чаепитий. Голодный - поешь. Хочешь чаю - сделай сам. Или я могу тебе предложить простой вариант - черный или с лимоном. На физиологическом уровне достал меня этот молочный чай. А вот недавно на работу попросили принести - сварила с удовольствием. Умею ведь - не скрою. Да, исцеление на лицо :) Но я об этом никому! Разве что по выходным в виде исключения. 

Иногда удивляю коллег на работе, когда неожиданно говорю на хинди. Не забыла, кстати, хотя не практикую. В Канаде обнаружила, что понимаю не только хинди, но и урду. В Индии с пакистанцами не было возможности общаться, а здесь их каждый пятый. Письменность урду совсем другая, а вот устный язык фактически одинаковый. 

Один индийский товарищ пенсионного возраста устраивает здесь музыкальные мероприятия с болливудскими песнями - всё зовёт меня и обижается, что я не соглашаюсь вести его концерты на хинди. Он уверен, что именно это принесёт ему счастье. А я знаю, что моё счастье - уклоняться от всего, что отвлекает меня от возможности гулять канадскими улочками, встречаться с оленями в большом городе, лакомиться шелковицей с дерева и рассматривать цветы. 

Канада - прекрасная страна. Я бы даже сказала, что Канада - это уникальный проект, быть частью которого мне лично очень комфортно. Не без перегибов на местах, но в целом довольно прогрессивная группа людей, очень (иногда даже слишком?) добродушная к другим. Мне очень хочется, чтобы у канадцев получилось. 










среда, июля 05, 2017

Он и она

- Что он тут намотал? Мог бы и попроще упаковать! - смеется Алисар, доставая ланч.

В следующем месяце она ждет первого ребенка. Красивая, добрая девушка, папа из Ливана, мама из Бразилии, муж из Палестины. Обычная канадская семья.

- Он часто пакует мне ланч. Сегодня сделал вот такой бутерброд.

Алисар - гурман и знает толк в еде.

А я подумала, что еще не видела, чтобы муж жене паковал ланчи - как интересно и неожиданно.


Photo Credit: Julia Merk