понедельник, октября 28, 2013

Учить для того, чтобы сдать или для того, чтобы знать?

Ребёнок в пятом классе изучает Вторую мировую войну. Учительница на сайте запостила постеры, которые они составили в классе: основная информация, факты, вопросы и размышления. Я обычно не вмешиваюсь в образовательный процесс, потому что поверхностность меня очень удручает... С другой стороны, мне нравится, что у мальчика есть жизнь, кроме школы и что он не сидит с репетиторами и не учится по ночам. Вчера мы вместе просмотрели постеры и добавили некоторые важные факты, без которых невозможно понять, в чём заключалась суть идеи расового превосходства. Учительница прислала ответ: "Большое спасибо, но этого не будет на контрольной". Держите меня подальше от школы, друзья...

Моя основная претензия к тому западному методу, по которому учится мой ребёнок заключается в следующем. Я считаю, что для того, чтобы понять явление, нужно придерживаться трех шагов в такой последовательности:

1. Наблюдение: что? где? когда? с кем? как? Вопросы журналиста - чистые факты.

2. Интерпретация: что это означало в том историческом контексте?


3. Применение:  что это означает для нас сегодня? какие исторические уроки можно вынести?

На первый шаг "наблюдение" (или понимание фактов) отводят очень мало времени. А ведь в 5-м классе вообще лучше большую часть времени уделять именно этому этапу. В старшей школе можно больше интерпретировать, анализировать и "применять". Но не наоборот!

Как-то слышала от ученика: "А я не верю в теорию эволюции". Да не верь сколько угодно - но только знай и понимай, во что ты не веришь - или "не употребляй всуе".

Ребёнок склонен выносить оценочные суждения "хороший-плохой" очень быстро. Обратите внимание, как маленькие дети читают книги - сразу распределяют роли, раставляют акценты, кто есть кто. Становится всё ясно и дальше книга уже читается в определённой системе координат.

Я считаю, что задача учителя средних классов помочь ученику перестать выносить быстрые оценочные суждения, тем более относительно сложных исторических процессов. Раскладывать по полочкам, когда он слабо понимает, о чём вообще идёт речь - контрпродуктивно.

Что касается подготовки к контрольной. С одной стороны, очень хорошо, когда учитель точно знает, что будет на контрольной или экзамене. Ученик чувствует себя спокойно, знает, как подготовиться.

С обратной крайностью столкнулся муж моей подруги, американец, который пишет кандидатскую в индийском университете. Преподаватель попросила подменить её:

- Марк, меня не будет две недели. Я бы хотела, чтобы бы меня подменил.
- Да, конечно, мне нужно будет подготовиться. Сколько у меня есть времени? Когда начинается курс?
- Ты можешь начать уже сегодня. Занятие через два часа.
- ... Можно мне посмотреть программу курса? Какие темы вы уже прошли, какие темы мне нужно разобрать с группой, чтобы подготовить студентов к экзамену?
- Я еще не думала об экзамене...

А бывает ли так, чтобы была хорошая программа курса с понятными ожиданиями, но в то же время поощряющая учеников мыслить за пределами этой программы? Или это только в моих мечтах, и меня нужно держать подальше от школы (желательно на кухне)?


23 комментария:

  1. А ведь мы так и учились когда-то...

    ОтветитьУдалить
  2. Танюша! Может мы и есть родители своих детей, чтобы научить их размышлять.
    Нет никакой хорошей во всех отношениях программы для масс. Ну как же можно составить целостную картину событий (даже если этого не будет на экзамене), не зная части фактов? Все равно, что изучать динозавра, у которого нет половины скелета. И потом так много зависит от педагога, который тоже субъективен, занят, болен или просто не считает нужным углубляться.
    Слава Богу, мне попадались размышляющие и думающие педагоги и просто люди. И все же только после школы я стала понимать, что история, искусство, наука - это ЦЕПЬ событий. Как камень катится с горы и меняет ландшафт, так и событие в одной области тут же оставляет след в других и его можно найти в этих временных рамках, даже не зная о его факте. (подробно писать не буду, я и так очень длинно пишу :)
    Один пример из моей жизни: учительница истории в четвертом классе у нас проводила уроки, читая художественные рассказы о первобытных людях, и далее о Греции и Римской империи (по сути это был спектакль одного актера). Включала туда реальные факты и даты. Она читала по ролям, с замиранием и интонацией, руками изображала происходящее. И затем мы писали сочинение от лица первобытного охотника, что он переживает, какие события происходят с его племенем зимой и летом. Или еще помню сочинение от лица человека, который распят на кресте вдоль дорог Римской империи. Это конец Римской империи, в которой шли религиозные споры между старым культом и новым нарождающимся христианством.
    Как можно забыть такие уроки истории, которые затрагивали все грани происходящих событий и превращались в машину времени? У нас весь класс сидел не шевелясь :)
    Ну а про историка Быконю я уже писала. Это было позже, в институте, и не менее интересно.

    Вот и выходит, что я помню не цифры и отдельные факты, а эмоционально наполненный материал.
    Как бы не забыть свою юность, пока Соня подрастет ))))

    ОтветитьУдалить
  3. Таня! У меня к тебе просьба: зайди на мой блог. Нет ли проблем, когда он открывается? Один человек пишет, что блокирует. Не могу проверить и понять в чем дело.

    ОтветитьУдалить
  4. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  5. Таня,
    Многие блоги, особенно те, сервера к-х не находятся на подконтрольной территории, блокированы. В Казахстане LiveJournal.com - блокирован постоянно и по сей день, не смотря на то, что он давно закуплен русскими и контролироется жестоко(цензура + боты, автоматы и наемные "комментаторы"), и в прошлом году он был заблокирован и на всей Белоруссии.
    Из Казахстана напрямик зайти на наши блоги не возможно с домашего интернета, а вот с корпорационного - можно, но только "особо-высоко" сидящим на соц. лестнице особям...
    blogspot.com сервера принадлежат Google, их физическое размещение где-то в Исландии. Время от времени бывшие сов. республики и на blogspot устраивают "облавы", и тогда никакие блоги не открываются - это происходит, когда у них ожидаются какие-то крупные полит. передряги.
    Что сейчас - не знаю. На прошлой неделе был тер. акт в Екатеринобурге(?) - м.б. какие-то отголоски-волны протеста в соц. сетях пошли?

    ОтветитьУдалить
  6. Школьными программами нельзя интересоваться всерьез - сразу же заболеете, Таня. Надо выбрать какую-то школу для своих детей, которая в чем-то удовлетворяет, скажем так, какие-то ваши претензии к школам, и закрыть глаза и уши на все остальное. Ни одна человеческая система не может отвечать нуждам всех граждан.
    Воспитанием и образованием своих собственных детей вы продолжаете заниматься сами, интенсивно, активно и основательно, но в основном сами. И именно это и будет тот багаж, с к-м ваши дети пойдут в мир. Для этого совершенно не обязательно быть full-time job mother. Я вырастила троих, всегда работая на полную ставку, и даже много лет и на 2-х работах.
    Надо помнить, что у вас очень мало времени. Где-то к возрасту 12-15 лет дети перестанут вас слышать и слушать, и на этом все: что успели в их души и мозги вложить, на этом они и выйдут в жизнь. Начиная с этого возраста, дети уже не считают родителей за авторитет, и только в редких семьях еще теплится связь поколений, по к-й родители могут в тонкой форме направлять процесс познания детьми окружающего мира. Второе сближение, если оно и происходит, обычно свершается, когда у них появлются свои дети, к-е достигают школьного возраста...
    Если школа оказалась не безнадежная, то попадутся интересные личности среди преподавателей хотя бы по одному предмету, и тогда - о чудо! ваш ребенок будет уверен всю свою жизнь, что абсолютно все полезное в этой жизни он получил... в школе(!), напрочь игнорируя годы бессмысленного времяпрепровождения в дурацкой системе с идиотскими целями :-(. Учитель, даже самый-рассамый, не может поменять все систему образования, он - самый маленький винтик гигантского механизма, и он зачастую вынужден делать не то, что он любит или считает нужным, а то, что от него требуют...
    Еще есть надежда общаться семьями с интересными людьми вашего круга, то дети, присутствуя при ваших разговорах, имеют шанс узнать мнение этих личностей о разных событиях в мире, обществе или по отдельному вопросу или узнать, как же эта личность поступила при тех или иных обстоятельствах - а это важный психологический опыт для молодежи.
    Остальное дети добирают или из книг, или из TV, или из общения со сверстниками, и там уж куда кривая вывезет.

    ОтветитьУдалить
  7. Если вы успели приручить своих детей к "правильным" книгам, то это ваше счастье-радость, а нет, так и заглатывают тоннами мусор и свято ему верят :-(
    С телевизором вообще дело страшное, потому что он засасывает, штампует человеческое воображение по образу, заказанному тем, кто держит правила власти над обществом, где вы живете, и т.д.
    И как говаривал Булгаков: "Не читайте советстких газет", то и вам, Танюша, не советую соваться в школьные программы :-)
    Я одно время в начале учебного года собирала годовые программы у учителей и, глядя, а что же они будут изучать в этом году, по своему вкусу организовывала походы в местные музеи, набирала сыну книги в библиотеке, отправлялась с сыном и прихватывая по 2-3 его приятеля, на тематические путешествия по стране по местам, где проходила гражданская война,- все это, чтобы ребенок мог и увидеть, и услышать, и потрогать и даже пострелять из пушки сам, -все это мгновенно строит emotional bond with the history and the real facts, это врезается в память сердца куда сильнее, чем сотня прочитанных книг. Мы посещали музеи под открытым небом, я водила его на фильмы в 3D кинотеатры, если там была тематика по их шк. программе по science, записывала во всякие научно-исследовательские клубы, сама читала ему книги по моему вкусу, перелевывая убогий выбор программы по литературе. Ходили в театры, на представления, всякие празденства, отправлялись в походы по горам - мир многообразен, и моя роль как родителя, познакомить дтей с прекрасным, подготовить к опасностям, дать базовые моральные принципы, а детальные знания пусть лягут на каркас той картины мира, к-ю я им помогу построить сама, не дожидаясь милостей школы(государства), к-й по большому счету наплевать на отдельно взятого ребенка.
    То, что им надо было зазубрить по их учебникам, меня не интересовало, и я даже и не совалась в его учебники.
    Мы много путешествуем по разным странам и континентам, я постоянно привожу детей, чтобы они именно своими глазами увидели и прочуствовали, наблюдали и замечали различия в природе, социальном устройстве общества, культуре и т.д.
    Когда дети подрастают, они продолжают начатое и в состоянии сами проделывать эту работу, воспринимая мир уже своими глазами, но все же начинают с методов, к-е я их научила.
    При работе с информацией я научила своих детей быстро и эффективно подбирать ключевые слова интернет-поиска, научила как "сжимать" информацию до удобного состояния, чтобы уже можно было делать выводы, ибо уже становилась видна общая картина.
    Я старательно воздерживалась от переписки с учителями. У них свои заморочки, а у меня - свои. У них своя шкала ценностей, а у меня - своя.
    В общем так или иначе и я осталась жива :-), и дети демонстрируют неплохие результаты...
    Желаю и вам успехов!!

    ОтветитьУдалить
  8. Я очень далек от педагогики, как только может быть далек родитель вырастивший трех сыновей. Мне почему-то кажется, что у школьной программы в любой стране совершенно нет цели вырастить образованного и думающего человека. Наоборот, цель состоит в том, чтобы вписать особь (простите за терминологию) в общество. А обществу не нужны мыслители, обществу нужны налогоплательщики и солдаты, в любой стране. Педагоги могут разрабатывать методики и теоретизировать как угодно, но основная масса людей со средним образованием все равно будет способна только посчитать расходы и налоги и пересказать про последнюю войну то, что слышала по телевизору. Поэтому, Таня, не берите в голову. Ненавязчиво вкладывайте сыновьям свою шкалу ценностей (заставив их предварительно поклясться, что они не будут ее публично пропагандировать в школе, что важно), и готовьте их к экзаменам по утвержденному вопроснику.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна :) С точки зрения государства нужно иметь УПРАВЛЯЕМУЮ массу людей из которой бОльшая часть должна быть рабочих специальностей. На этом государство и строится.

      Удалить
  9. :-)))) Таня!! Не ищите рогов на голове у зайца и шерсти на панцире у черепахи.....:-))))Их там нет :-))))))))

    Думаю, правильная постановка вопроса:
    Как нейтрализовать деструктивное воздействие школы на своего ребенка :-))))))
    Впрочем, заморачиваться тоже не стОит....
    Объем(сила) влияния школы на растущего человека ,обратнопропорциональна влиянию семьи: чем больше от семьи, тем меньше от школы..:-)))
    Ну, трагические случаи, когда семья передает все бразды школе, или они дудят в одну дуду, я здесь не рассматриваю...:-))))))

    Так что, судя по Вам, все в поряде будет и с Вашими детьми... А школу переживем!! Это не последнее испытание в жизни! :-))))

    Посмотрите, может эта статья(если дочитаете до конца:-))))), добавит что-нибудь вам по этой теме....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пардон....:-)))))))))) ссылочка вот:
      Успешность: о точках отсчета и системах координат
      http://www.b17.ru/article/1752/#

      Удалить
    2. Статью сегодня буду внимательно изучать и обязательно отчитаюсь! Спасибо огромное за обогащение моей жизни :)

      Удалить
    3. Статья очень понравилась! Нетрадиционный вид изложения - мне близок. Тезисно, кратко, по делу. Чувствуется, что за каждой фразой - годы жизненного опыта.

      Задумалась об энерговосполняемости. У меня на данном этапе именно с этим проблемы...

      Положение "Ты есть Функция (об этом не знаешь)" чуть завернуло мозги - а это всегда приятно, когда они шевелятся.

      К Варианты Линии Жизни буду еще возвращаться, как, впрочем, и к другим идеям.

      Очень хорошо аргументировано, что успешная жизнь - понятие более широкое, чем успешная карьера.

      Спасибо! Есть о чём подумать и к чему вернуться.

      Удалить
    4. Таня, спасибо оромное за развернутый ответ! Для меня в этом всегда благодарность!!:-))

      Если есть проблема недостаточности энергии, значит есть либо утечка(на ненужное, не важное), либо закрыт кран пополнения(пополняется всегда только от нужного и важного)
      Либо чел. неверно оценивает реальность :-))))))

      Удалить
    5. "Как нейтрализовать деструктивное воздействие школы на своего ребенка" - это, пожалуй, самая точная формулировка педагогической сверхзадачи родителей, которуя я когда либо встречал:) Браво, Deli-art! Записываю в свой цитатник!

      Удалить
    6. Весело! :-)))..спасибо, Андрей!
      Вывод не умозрительый, а экспериментальный :-))))

      Сайчас, у нас на Укр. одна из важных тем:
      как спасти ребенка о насильственной всеобщей вакцинации.... , которая, как однозначно свидетельствует опыт, является угрозой для здоровья ребенка.Без справки в школу не берут.....
      Родители покупают справки....
      Грустно...., но факт.....:-))

      Удалить
  10. "А бывает ли так, чтобы была хорошая программа курса с понятными ожиданиями, но в то же время поощряющая учеников мыслить за пределами этой программы? "

    Дело не в программе, а в тех, кто ее реализует!!!
    Мыслящий педагог всегда будет вести уроки которые учат мыслить. :-))))
    Программа может ему мешать в этом, но если он мыслящий - то он справится..:-)))
    Но, если программа в порядке, а педагог - в оглядке:-))))), то мы имеем случай:
    Правильный инструмент в неправильных руках дает неправильный результат... :-)))) такие, вот, пироги...:школьные.....да и не только....-))))

    ОтветитьУдалить
  11. Таня, если прочтете статью - мне интересно Ваше мнение

    ОтветитьУдалить
  12. Танечка, я как мама двух школьников тоже много об образовании думаю, о существующей системе. Были мысли тоже пост на эту тему написать, а тут как раз Твои размышления, и так все правильно! Судя по комментариям, тема волнующая. Фразу, которая является заголовком Твоей статьи, я как минимум раз в неделю своим деткам повторяю, начиная с первого класса.
    Сейчас информация легко доступна, а вот времени на ее глубокое осмысление, как мне кажется, у современных детей не хватает, да и большой необходимости мыслить они не видят - слишком много готовых решений...
    Я очень увлечена идеей "Школы будущего", которую предлагает Михаил Семенович Казиник. Каждый гуманитарный предмет должен быть наполнен глубоким культурным содержанием. Не буду писать много об этом, можно посмотреть на www.kazinik.ru
    Я уверена, что в семье, где высоко ценится истиная

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ...истинная культура, будут расти ХОРОШИЕ, УМНЫЕ дети.
      Что оценивают учителя в школе? На сколько вопросов ребенок ответил... А ведь правильнее было бы оценивать, сколько вопросов ребенок задал!
      P.S. От мыслящей женщины везде польза большая - и в школе, и на кухне. :)

      Удалить
  13. Сложный вопрос... Все в мире относительно... Никто не знает, в чем заключен смысл нашей жизни. В ученье? В обладании материальными ценностями в максимальном размере? В нахождении истины? В продолжении рода?
    Мне кажется, что у каждого свой путь. Одни пришли в этот мир, чтобы изменить его, другие - для того, чтобы служить фундаментом для гениев. Ясно одно: надо учиться и развиваться по максимально данным нам возможностям и искать гармонии, не перегружая себя знаниями, живя легко и комфортно для себя и для окружающих...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, вас всегда не хватает!!! Спасибо за такой взвешенный подход!
      А может такое быть ...just thinking...что протест возникает именно у тех, кто замечает несоответствие между тем, для чего он пришел (а внутрнее многие из нас знают это) и тем, что ему навязывают?

      Удалить
    2. Но ведь почти всегда можно избежать то, что тебе навязывают? Или смириться и потребить, оставаясь при своем мнении? Может, немного не в тему, но расскажу. У меня в Риге на работе работала оператором на компьютере молоденькая Сашенька - глубоко религиозная девочка. Зная, что она успешно закончила университет, я ее однажды спросила, как же она сдавала научный атеизм, который в те советские времена был обязательным предметом во всех вузах. А Сашенька мне отвечает: "Лена, а моя религия не запрещает мне рассуждать на экзамене о том, чему учит атеизм! От того, что я скажу, что атеизм учит, что Бога нет, он для меня не перестанет существовать!"
      Я почему-то из-за своей прямолинейности никогда не задумывалась о таком повороте событий. :)
      Вся наша жизнь - это умение приспосабливаться: превозносить и впитывать позитив.
      Вот тут и ответ на твой вопрос насчет протеста. Зачем протестовать? Или принимай это с фигой в кармане, или отойди в сторону и не заморачивайся, или нейтрализуй протест по своему разумению (это в случае, если хочешь сеять доброе и вечное в своего ребенка, например! :)

      Удалить