понедельник, ноября 12, 2012

Вдохновение

Утро понедельника началось с того, что я решила вернуться к забытой традиции. Когда-то я любила переписывать книги. Во втором классе мы с подругой Оксаной решили переписывать учебник по природоведению. Отнеслись мы к этому со всей серьезностью. Логика следующая - учебники нужно сдавать в библиотеку, в третьем классе учебника по природоведению за второй класс уже не будет, а вдруг нужно будет повторить определение "устья реки", к примеру? Как сейчас помню многие темы, которые тогда ложились не самыми ровными, но старательными рядами в мою тетрадь.
              Потом в университете мы усердно конспектировали труды Льва Семеновича Выготского по заданию нашей преподавательницы возрастной психологии Подоляк Людмилы Григорьевны (грозы всего факультета - сильнейшей преподавательницы, которую просто не могли оценить 19-летние студенты).
             Несколько лет назад я переписывала отрывки из "Гордости и предубеждений" с целью изучения красивого английского. У Джейн Остин очень тонкий юмор и красивый слог.
             Многие мои западные коллеги считают такой способ обучения "бездумным переписыванием". Современные преподаватели не дают детям заданий переписать текст - многие считают, что это делают ленивые учителя, чтобы чем-то занять класс.
            Каково же было мое удивление, когда в общении с моим западным бизнес-коучем, я узнала, что она любит... переписывать книги от руки и находит это занятие весьма и весьма продуктивным. Успешная бизнес-леди, миллионер, автор нескольких книг и переписывает от руки! А кто знает, если бы я не забросила это занятие, возможно я бы знала не только, что такое устье реки, но проникла бы и в другие интересные материи?
            Времени зря не теряя, купила себе красивую голубую ручку и новую тетрадь (все обязательно должно быть красивым и стильным иначе материал не усваивается - эстеты меня поймут!) и начала писать! Я не переписываю всю книгу, а выбираю интересные мне мысли и отрывки, делаю пометки и задаю вопросы. По прежнему опыту знаю, что результат не заставит долго ждать - знания каким-то волшебным образом перебираются через ручку прямо в сознание.
             Интересно было бы узнать, какие методы обучения близки вам? Чего такого необычно вы сделали за последний год, чтобы научиться чему-то новому и расширить свое понимание мира?

8 комментариев:

  1. Это вполне научно называется "память руки" и используется в изучении иностранного языка, например. Есть люди, у к-х только этот вид памяти прилично развит, а остальные каналы поступления инфо не срабатывают

    ОтветитьУдалить
  2. я в последнее время полюбила метод обучения apprenticeship, Это когда ты учишься непосредственно от человека какому-то ремеслу. В частности за последний год я взяла уроки по ювелирному делу у настоящего ювелира. Очень нравится такой метод обучения. Знания передаются от мастера ученику. Как раз Выготский и пропогандировал такой метод.

    ОтветитьУдалить
  3. Ирина и Оксана, you made my day... Спасибо за мысли - буду их развивать и узучать. Оксана, расскажи больше о обучении у мастера!! Нужно перечитывать Выготского - совсем не помню, что у него на эту (очень интересную мне) тему.

    ОтветитьУдалить
  4. О! Я тоже писала отрывки книг в юности! Удивительное "совпадение". Конспектирование, оно для ума, а письмо - для чего-то более тонкого...

    ОтветитьУдалить
  5. это по типу кинестетического восприятия информации. выделяю несколько типов воспроятия-запоминания информации - аудиал (услыщал и запомнил), визаул (увидел и запомнил) и кинестетик (движение, мне ближе понятие - тактильные ощущения через пальцы рук). есть еще то ли дескреты. то ли дискреты...
    Согласна с Ириной: у кого какой канал сильнее развит. Могут быть развиты одновременно несколько каналов.
    и мне думается, что способ Оксаны от Мастера к ученику - это то же часть кинестетического типа восприятия.

    ОтветитьУдалить
  6. Можно я скажу парадокс? Изучение чего-либо сродни самоизнасилованию. Или изнасилованию, если тебя учат другие люди. Те знания, для которых человек предназначен, самопроизвольно высасываются мозгом из внешнего мира и усваиваются без усилий, быстро и полностью.
    Повальное образование есть попытка вида выжить в условиях увеличивающкйся численности и уменьшаюющихся ресурсов.

    ОтветитьУдалить
  7. Мысль не лишена интересного зерна, нужно сказать, особенно последняя часть.

    Для меня изучение чего-то сродни самой жизни (знаю, звучит пафосно, но так оно и есть). Даже если бы ресурсы не уменьшали и численность не увеличивалась, мне было бы интересно "копать". Мозг, конечно, всасывает знания из окружающей среды - но кто создает эту среду? И являемся ли мы заложниками этой среды? Обречен ли мозг всасывать исключительно то, что предоставлено ему милостью окружающей среды или может выбирать или даже видоизменять среду?

    ОтветитьУдалить
  8. Я немного не то имел в виду, я имел в виду натужное обучение, которому мы все подвергаемся по причине выживания. Как китайцы тут детей учат, это ж страшно смотреть! Ну или вот я, например, за свою жизнь изучил миллион средств программирования, просто чтоб не уволили. У нас в IT с этим тяжело. Никому не интересно, в чем ты быд эксперт 5 лет назад, поскольку этого софта уже не существует, а я программирую с 1980 года. Представляете сколько учиться приходится, если каждые пять лет надо забывать все что ты знал и полностью переучиваться? Ненавижу учиться! А вот правил русского языка я вообще ни одного не знаю и не знал никогда, а пишу без грамматических ошибок, просто мозг сам высасывает это из прочитанных книжек без всяких усилий с моей стороны. Я пишу, например, слово "девчёнка" и оно мне физически глаз царапает, значит надо не "ё" а "о". Или с музыкой - я могу сыграть любую мелодию и аккомпанемент к ней слёту, хотя и не учился в музшколах и ноты едва разбираю. Просто чувствую, что надо играть "самовысосом" из окрцжающего мира. Насильственное обучение, без которого не выжить сейчас - это вот как бы я любил оладушки, а заставлял бы себя жрать перловую кашу вёдрами. А то уволят! Эх, надо пост написать на эту тему, чувствую образы из меня поперли...

    ОтветитьУдалить