воскресенье, сентября 30, 2012

Выходя за линии контура


Colouring Outside the Lines

Я написала этот пост в ноябре 2006 года
Иллюстрация с сайта commercialappeal.com
Тема рисования вне контуров все так же актуальна в нашей семье. Только теперь Никита ходит в школу, где такое свободное творчество приветствуется и поощряется. Вместо обычного стула в этом году ему выдадут специальный мяч, который должен помочь ему концентрироваться. 

***
Индийские учителя моего сына почему-то очень любят, чтобы он разукрашивал нарисованные ими картинки. Они научили его "не выходить за линии" и выбирать "правильные" цвета...
С одной стороны, это важное качество - уметь держаться рамок, не выделяться, делать все так, как это делают другие и всегда думать о том, что подумают и скажут люди. Я даже со своими учениками в начале учебного года провожу урок "Сolouring Within the Lines", где мы обсуждаем правила, которых будет придерживаться весь учебный год - т.е. соглашаемся "не выходить за контуры".
С другой стороны - меня очень расстраивают все эти разукрашенные картинки, которые Ники приносит домой... я переживаю, что если его и дальше так будут учить, то он с трудом сможет мыслить вне контуров и решать задачи на смекалку (а жизнь как раз и есть задача на смекалку...).
Вот это моя любимая Никиткина картинка.
И знаете что это? Это даже не несуществуещее животное (вот было бы поле работы для психологов!) - это обычный кораблик, точнее не обычный, а такой, каким он его увидел. Как по мне, так очень хорошо увидел, по-своему...
Так вот я и думаю, как жить, не выходя за контуры дозволенного и при этом рисовать оригинальные, СВОИ, а не чьи-то, картинки?

3 комментария:

  1. Школа никогда не сможет удовлетворить желание родителей развить ребенка до того потенциала, к-й у него есть.
    Поэтому если вам очень важно, какое именно образование получит ребенок в целом, надо отдать его в максимально хорошую школу, к-е вы можете себе позволить (финансы-доставка ребенка туда-обратно, окружение), ну а остальное все равно остается на семье: это и его физическое развитие (спорт), правильное питание, формирование общего мировоззрения, и развитие в нем личности, особых талантов, коммуникабельности, построить его характер и т.д.
    Так что, Таня, школа делает обычно только самый минимум, если в семье есть, что ребенку дать. Конечно, есть семьи, для к-х школа - светоч знаний по сравнению с тем, что может дать семья, но oбычно ничтожный % детей из таких семей подтягивается до уровня школы. Дети подсознательно, но четко, следуют семейным сценариям: если в семье ценится образование, духовное совершенство, то ребенок will pick it up at school, если же в семье прозябание в этом плане, то школе практически никогда не удается такого ребенка "зацепить" - для этого нужна исключительная личность учителя и его безмерные энергетические ресурсы.

    Наверное, у вас тоже есть масса всевозможных занятий вне школы, спорт, музыка, различные развивающие секции и кружки.
    Я помню, что вы упоминали, что в Индии дают детям жуткое к-во заданий на дом,- это конечно серьезно подбивает, ибо свободного времени нет, но я считаю, что вот это раскрашивание, особенно если его через чур много, да и к тому же Никита уже не малыш, - это бесполезная трата драгоценного времени. Оно весьма эффективно в дошкольном возрасте ( развитие мелких мышц на руках), но когда ребенку уже лет 7-9, ему нужно нечто, стимулирующее его воображение, а не слепое вождение карандашом в пределах линий.
    У нас такое распространено в ресторанах и dinners: пришла семья с малышами - им тут же официант принетсет пачку раскрасок и Crayola (набор жировых мелков, нечто более эфективное, нежели просто карандаши), пока готовится их заказ, дети заняты - тут такая деятельность очень даже уместна.

    ОтветитьУдалить
  2. Насчет замены стульев мячами я уже много раз слышала, но не знаю, насколько это распространилось у нас, у меня сын уже в старших классах.
    У нас зато много рассуждают о том, чтобы на работе заменить cubicles и эргономические кресла на стоячие мобильные desks: бумаг у нас почти нет, никаких папок, binders, бумажных архивов нет, документация вся online, так что полок тоже не надо - раздал каждому по лэптопу, небольшой столик на колесиках, и вперед. Сегодня этот работник может из дому работать, так его столиком попользуется другой, и опять же экономия.
    Ибо, ссылаясь на последние иссследования, ученые утверждают, что это более здоровый образ жизни: оказывается постоянное и интенсивное кровообращение именно в ногах влияет самым кардинальным образом на общее состояние всей кровеносной системы, и даже интенсивные, но изолированные часы занятия спортом не могут компенсировать многочасовое сидение, ибо оно противоестественно для человека.
    Компаниям это исследование исключительно выгодно, ибо м. будет сократить площади офисов :-)
    Так что мы догоняем вашего сына - не пройдет и пары лет, как все из сидячих работников превратимся в стояче-ходячие :-)

    ОтветитьУдалить
  3. Ирина, вы как всегда прямо в точку.
    Только один момент - пост был написан 6 лет назад, сейчас Никите уже 10, он, конечно же, ничего не раскрашивает. Мне просто нравится эта метафора.
    В индийских школах задают много, но в нашей школе (она международная) задают ровно столько заданий, сколько нужно ученику такого возраста. Причем все задания продуманные и со смыслом.
    Школа у нас не просто школа - это community. Ну в том смысле, что мы все дружим и за пределами школы. Никита многому учится от своих друзей и их родителей не только в школьное время, но когда ходит к ним в гости, смотрит, как живут люди из разных стран. Вот в воскресенье нас в себе в гости пригласила его новая учительница из Новой Зеландии - это же целый мир, к-й мы для себя открываем (хотя мы с Новой Зеландией давно дружим).

    У нас, кстати, заместитель директора тоже будет сидеть на таком шаре - в виде эксперимента и в знак солидарности с учениками. Она тоже полна энергии и понимает, что сидеть на стуле - противоестественно ;)

    Мобильные офисы - sounds good to me!

    ОтветитьУдалить