вторник, марта 24, 2015

Сон и продуктивность


Моя троюродная сестра работает преподавателем в России, в регионе со сложным климатом и полярными ночами. Как-то она поделилась, что условиями работы очень довольна, особенно небольшой комнатой с диванчиком, где она умудряется немного подремать в перерывах. А ведь о таком диванчике мечтают многие! :)


В Индии дневной сон — святое. В офисах такой роскоши нет, но все домохозяйки в обязательном порядке спят днём. Причём спят не 15-20 минут, а в среднем 2 часа. Свой день они уже с утра планируют вокруг дневного сна: "С 14 до 17ч. я не смогу", "Заходите либо до 14:00, либо после 17:00". После сна обязательный ритуал — индийский чай с молоком, имбирем и кардамоном. 

Спят днём не только домохозяйки. Как-то я наняла человека шить чехлы на диваны. Он работал целый день у нас дома. Захожу в комнату днём — работник прилёг отдохнуть :) Еще был случай, когда пришлось будить водителя рикши, который засыпал за рулём.



Такие компании, как  Apple, Nike и Procter & Gamble в США, HootSuite и Intuit устанавливают в офисах капсулы для сна для предотвращения выгорания.  

Некоторые исследовали считают, что короткий дневной сон приводит к снижению продуктивности. Например, сотрудники одной технологической компании с оборудованными комнатами для отдыха, превышали рекомендуемые для сна 15 минут — они спали дольше и потом некоторое время ходили сонные, пили кофе и умывались, чтобы прийти в себя. 

Арианна Хаффингтон, одна из самых влиятельных женщин в медиа-мире (The Huffington Post) — адвокат дневного сна на работе. В своё время Арианна доработалась до того, что отключилась на работе, разбила лицо до крови и очутилась в больнице. После этого инцидента она серьёзно задумалась о балансе и увеличила ночной сон с 4-5 часов до 7-8 часов. В офисе у неё оборудованы две комнаты для дневного отдыха, так как Ариана уверена, что сон и продуктивность взаимосвязаны. 

Оказывается, поспать днём любят не только индийские домохозяйки, но и европейские государственные деятели:

«Не думай, что сделаешь меньше работы, если поспишь днём. Это - дурацкое мнение людей без воображения. Наоборот, ты сможешь сделать больше» (У. Черчиль).


Помните, нам в детстве говорили: "Дети во сне растут"? Современные исследования в области нейробиологии доказывают, что сон действительно связан с памятью и успехами в обучении, то есть ростом и развитием. Так, например,  группа, подвергнутая депривации сна в течение полутора суток,  смогла воспроизвести на 40% меньше слов, чем контрольная "выспавшаяся". При обучении работе на клавиатуре группа, которая дремала днём, показывала скорость печати на 16% выше, чем группа, которая не отдыхала.

Сон — первое, чем многие из нас жертвуют при большой нагрузке. У меня был период, когда я не спала сутками — нужно было заботиться о маленьких детях, писать магистерскую, успевать на двух работах и выполнять обязанности "индийской невестки". 

Проанализировав свой опыт, на вопрос молодых мам: "КАК ВСЁ УСПЕВАТЬ?" я теперь отвечаю — "НИКАК" :) 

"Где взять силы писать магистерскую, после того, как уложишь спать ребёнка?" — пересматривать свой график и временные рамки, искать помощников или не делать вовсе. Если это задание не помещается в отведенные мне 24 часа (с учётом сна), то, возможно, стоит пересмотреть приоритеты, чтобы не засыпать на ходу.

Какие у вас отношения со сном и как они менялись в течение жизни?

* Photo by Brian Goldfarb  and Mac Oh!   (Creative Commons)
** Хельге Хессе, Принцип Черчилля: стань личностью – добьёшься успеха, М., «Текст», 2011 г.,  с.172-173 и 198-199.

17 комментариев:

  1. Сплю сейчас днем минут 30-40, работаю дома . Беременная спала и всегда днем с маленькой дочкой.. Память у меня прекрасная, да и продуктивность вроде неплохая..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анита, это очень здорово, когда получается поспать днём! Как правило, мамы с малеькими детьми пытаются переделать массу дел, пока малыш спит :)

      Удалить
  2. Таня, привет!
    Я всю жизнь считала дневной сон зазорным...:-)))Как можно спать, когда надо жить!! Активно!! В последствии, с возрастом, когда поближе узнавала образ жизни знакомых, с удивлением обнаружила,, что днем спят многие...для меня это было откровением :-)))
    Еще, было откровением, что этого не стесняются..:-)))) Сейчас, конечно, этот юношеский максимализьм благополучно растаял..:-))
    Отношения со сном, во многом, зависят от типа психики. Например, мой муж, ложится спать рано, встает рано. если не доспал, может днем поспать 20-60 минут, и чувствует себя отдохнувшим. Я, даже если ночь не ложилась и провела в творчестве, днем спать не лягу, дотяну до вечера, и могу проспать 8-10 часов. А сон 20 минут для меня нереален....кааак засну.. так часов на 6-8. Поэтому, даже после совсем бессонной ночи, если лягу днем, например в 2 часа дня, то проснусь около 12 ночи и буду бодрячком. Смысл? :-)))
    Мне , почему-то, жалко время на сон тратить…. Моя мечта – спать по 3-4 часа в сутки и высыпаться…но….пока, облом! ) Пока норма 6-8.., увы…
    Думаю, это, каждый решает для себя...очень индивидуальная тема.....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Deli, у меня похожая философия сна была: "Как можно спать, когда столько всего в мире происходит!" :)) И мечта у меня именн такая — высыпаться за 3-4 часа. Я даже над этим работала :)) Бог благ, попустило потихоньку. Согласна, тут каждому своё. Главное, самому себе не навредить.

      Удалить
  3. Я тоже видела пару репортажей о французских фирмах, где есть такие "капсулы сна". Но увы, таких фирм мало пока ;)

    Я сплю 6 часов, но на выходных побольше :)
    Днём сплю редко (на работе не поспишь ;)), а когда беру отгул, то мне как-то жалко тратить его на сон. Но случалось и такое, что сонливость побеждала (это я болела ;))

    Да, я совсем забыла про фразу, что дети во сне растут!
    :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Танюш, понимаю — у меня тоже раньше было такое чувство, что время жалко тратить на сон. Сейчас провожу сама с собой разъяснительную работу :)

      Удалить
  4. Заметила, что начинаю хотеть спать около пол-девятого вечера. И если не ложусь, то потом желание проходит и я уже не могу заснуть часов до 12, а то и 2 утра.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень интересное наблюдение, Таня. Я читала исследования, что сон до полуночи более качественный. Некоторые даже говорят, что до полуночи час идёт за два (то есть цена часа сна с 22 до 23 выше). Возможно, организм даёт тебе подсказку, к которой стоит прислушаться.

      Удалить
  5. Добрый день! Завидую тем, кто быстро высыпается - мне мои 8-9 часов никак не урезать. У меня организм всегда "берет своё" - если я не засну в привычное время, то получу свой "анабиоз" - затормаживается реакция, начинаю мёрзнуть, иногда даже не могу сфокусироваться на теме разговора. Очень мешало в годы студенчества (ночная зубрежка - не про меня) и на вечеринках. К новому году приходится "готовить" себя заранее - по возможности с 25-го (как раз то корпоративы, то походы в гости или на концерты). Днем спала с дочкой только когда не успевала выспаться за ночь(засидевшись за шитьем или книгой). А так - это ж "золотые часы свободы".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Helene, а ведь если подумать — замечательный организм! Он не дает вам навредить себе. Мой организм выносил несколько суток фактически без сна (с какими-то фрагментами отдыха) — на самом деле это очень плохо, потому что ушло много лет, чтобы обратить внимание на то, что недосып отразился на здоровье. Поэтому очень правильно, что прислушиваетесь к своему умному организму :)

      Удалить
  6. А я никогда от сна не ворую время :-) Сон - дело святое. В студентах, помнится, к одному экзамену было жуть сколько материала, не успевали, и я тоже увязалась со всеми кофе наливаться, чтобы побольше успеть материалу повыучить. Тогда же и заметила, что все силы душевные шли на усилия оставаться с открытыми глазами, а ни черта не запоминается.
    Конечно по жизни то тут, то там приходится не доспать, но стараюсь добрать как можно срочнее "недоспанные часы".
    И что забавно - успеваю горы своротить, при своих 8-9 часах сна :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, это просто супер. Наверное, вот такое мудрое отношение ко сну объясняет ваш заряд энергии в дневное время.

      Удалить
  7. Хочу быть индийской домохозяйкой! :))

    ОтветитьУдалить
  8. Черчилль зато ночью не спал, я где-то читал, что он пару часиков прихватывал и все. Днем компенсировал. Эх, а мне бы даже не спать, просто иметь бы возможность прилечь на пять минут раз в пару часов, позвоночник расправить. Очень спина устает за компом.

    ОтветитьУдалить
  9. Интересные наблюдения про сон. Мне тоже Черчилль вспомнился ещё пока я до него не дочитал. Видимо, от того, что он был не просто примером спящего днём европейского гос деятеля, а ярким исключением.
    От него же:
    - Я всегда следовал правилу: не беги, если можешь стоять; не стой, если можешь сидеть; не сиди, если можешь лежать.
    - Чтобы оставаться в форме, необходим покой, хорошая еда и, самое главное, никакого спорта.

    ОтветитьУдалить