понедельник, января 26, 2009

Mindlessness, или Автопилот

Как-то утром по дороге в школу прочитала о результатах исследований, проведенных среди учеников 1-2 классОв. Им дали задачу:

На корабле находятся 26 овец и 10 коз. Сколько лет капитану?

Подавляющее большинство начало умножать, вычитать, складывать и делить цифры 26 и 10, и фактически никто не нашел эту задачу "нерешабельной."

Мне такие результаты показались печальными и даже неправдоподобными, и я решила провести свой небольшой эксперимент. Скажу честно, я была просто уверена, что мои дети посмеются с этой задачи и не станут ее решать. Не тут-то было!!! Все 24 человека, ученики с 5-го по 8-й класс, долго и методично пытались разгадать тайну возраста капитана. Ответы варьировались от 2,6 до 287 лет. Только двое наконец сказали, что ответа у этой задачи нет. Но им никто не поверил: раз есть задача, должно быть и решение.

Я привела другой пример:

- В классе 4 девочки и 7 мальчиков. Сколько лет учительнице?

Они посмеялись, и снова продолжили вычислять возраст капитана. Одна девочка предположила, что ответ - 5 и объяснила так: "Вообще-то у меня получилось 6, но цифра 6 мне не очень нравится, поэтому 5". А что - веский аргумент; мне тоже пять как-то ближе, чем шесть.

Эллен Лангер, социальный психолог из Гарварда, называет состояние, не предполагающее размышлений, mindlessness. Автопилот по-простому. Она утверждает, что именно на таком автопилоте большинство из нас и пролетают по жизни: мы старательно делим и умножаем, неважно что на что.

Один из интересных экспериментов, которые провела Лангер, происходил примерно так. В университете они подходили к занятому человеку, который делал копии, и просили его воспользоваться ксероксом. 60% людей давали согласие. Когда Лангер начала к просьбе добавлять причину, объясняющую почему им срочно необходимо сделать копии, вперед их пропускали 93%. Вроде бы ничего удивительного, если бы не факт, что причины были такого плана: "Простите, у меня пять страниц. Могу я воспользоваться ксероксом, потому что мне надо сделать несколько копий?" Сам факт, что человек объяснял причины срабатывал как запускной механизм и вызывал что-то вроде материнского инстинкта.

Эту нашу склонность к автопилоту успешно используют рекламодатели. ЛЮДИ, БУДЕМ БДИТЕЛЬНЫ ПРИ ДЕЛЕНИИ КОЗ НА ОВЕЦ.

10 комментариев:

  1. Таня, вопросы, к-е вы поднимаете, мне очень интересны, но к сожалению у меня домашний комп вышел из строя в очередной раз (старый очень), а на работе времени практически нет, чтобы сосредоточиться и пообсуждать что-то всерьез. Однако про автопилотство мне кажется, что эксперимент с копированием - не совсем "чист".
    Этот эксперимент просто показывает несколько другой аспект психики: всем без исключения людям трудно отказывать. Чтобы сказать "нет", наша психика тратит значительно больше энергии. Нужен или специальный тренинг, или большой стресс (обман, интрига, какой-то другой мощный фактор, заставляющий отказывать автоматически, или просто врожденная эмоциональная "глухота"), чтобы научиться отказывать, ибо согласиться и удовлетворить просьбу даже самую тяжелую почему-то для человека легче, чем отказать сразу же на месте, глядя в глаза просящему.
    Мы ведь что делаем частенько в ответ на настойчивую просбу, к-ю явно не хотим выполнять? Мямлим, что надо подумать, что муж или жена не разрешит, что босс будет не доволен и т.д., а на самом-то деле просто увиливаем от самого факта сказать "нет" в лицо, надеясь, что протянув резину, вы вынудите просящего догадаться самостоятельно, что вы не будете этого делать.
    Обратите внимание, когда начинается массовое увольнение, то если отбросить в сторону очевидную пользу некоего работника для компании, без к-го явно пострадает производственный процес, то в первую очередь увольняют тех, кто мало известен начальникам, он для них - просто строчка в длинном списке. Почему так? Да начальник - тоже человек, и ему не приятно доставлять такую трагедию любому человеку, но если уж это необходимо делать, то легче уволить того, кого знаешь меньше.
    Во многолюдных семьях, где близко живут родители и молодые и много детей, больше внимания и всевозможных подарков всегда получают те, кто просит, настаивает, а не молчит, тихо страдая в надежде, что его заметят, вспомнят и одарят чем-то другие. Чаще всего он не получает практически ничего.
    Срабатывает тот же принцип и в ситуации, когда кто-то подходит к нам с какой-то просьбой, наши эмоциональные поля сближаются и начинают взаимодействовать. Вежливая просьба очень часто удовлетворяется практически сразу (конечно, зависит, что и как у тебя просят). Женщины и дети отказывают значительно реже, чем мужчины, ибо они "более жалостливые", т.е. сочуствуют легче и более глубоко.
    Но я не думаю, что неумение отказывать это все же "автопилотное поведение", под к-ым понимается обычно приобретенный в течение жизни навык или умение в результате обучения, к-е в последующем поддерживается как-бы без участия мозга, автоматически, такие как умывание и чистка зубов, уборка комнаты, вождение машины, переход улицы на зеленый свет и т.д.
    Исполнение же просьбы или неотказ - это явление врожденное, данное нам от бога. Чтобы научиться отказывать, надо в первую очередь научиться анализировать различать что просящий (а также рекламные компании) элементарно использует нас в своих корыстных целях. А для этого в свою очередь нужно научиться очень многому и в первую очередь логически сопоставлять разные стандарты поведения, нужно стать мудрым хотя бы на йоту больше, чем ребенок, и наконец прийти к тому, чтобы вежливо отказать, не обидив. Т.е. для этого надо пройти долгий путь социального совершенствования.

    ОтветитьУдалить
  2. Ирина, вы, кстати, очень сформулировали то, чему я никак не могла придумать название - "эксперимент не совсем чист". К тому же, к козам с овцами прямого отношения не имеет :) Я, конечно, (как часто бывает:) сплела несколько тем в кучу. Автопилот в моем посте относился не к умению отказывать, а к тому, с каким энтузиазмом дети готовы делить, умножать и делать, все, что угодно, чтобы вычислить возраст капитана. У меня ребенок уже понял некоторые принципы такой "математики" - он задачу толком прочитать еще не умеет, зато решает на круглые "А"(парень четко понял, что нужно взять цифры и что-то с ними сделать. Если урок на сложение - сложить, на вычитание - вычесть). А вот моего племянника, к-й чуть постарше, так просто не проведешь: на вопрос о возрасте учительницы, он сказал, что это "смотря в каком классе" :)

    Спасибо, Ирина, за ваши интересные комментарии - с вами очень интересно беседовать!

    ОтветитьУдалить
  3. На самом деле, Таня, если ваш мальчик САМ "увидел" pattern, что если на сложение урок, то складывай, не вдумываясь, и если на умножение, давай перемножай, особо не вникая кого с кем,- то его мозг ДА обладает способностью to filter out the major concepts для любого момента.
    Если такие способности он продемонстрировал в таком раннем возрасте, то у него великое будущее.
    Тот тип задачек, с к-х вы начали свой пост, это "математическая шутка", или "проверка на вшивость", или еще хуже, на бдительность.
    Для этого человек должен дорасти, т.е. подняться еще на один уровень выше и заметить, что в pattern-e есть из"ян, и тут что-то не так.
    Малые дети на это видимо не способны, т.к. для этого мозг должен сначала накопить большое КОЛИЧЕСТВО оперирования с абстрактными арифметическими действиями над реальными предметами и только потом переключиться на качественный анализ, того, кто же принимает участие в этих абстракциях.
    Или можно пойти другим путем и натренировать своего ребенка "ловить подвохи" - но это уже приобретенный навык в процессе обучения, что само по себе всегда приятно для родителя, но для исследователя - не правильно поставленный эксперимент :-)

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за великое будущее! :)

    Я согласна, что задача - шутка. Но в книге она описана именно в контексте того, на что вы правильно обратили внимание - обучение и приобретенные навыки играют ключевую роль. А школьный "тренинг по закреплению навыков автопилота" заключается в том, что качественный анализ не предполагается вообще. У нас в учебниках по математике вплоть до старшей школы задачи на одно-два действия, возле задачи стоит номер урока, к к-му она относится (могут еще и формулу в скобочках написать - остается только цифры подставить). Зато не разрешают пользоваться калькуляторами - считать нужно "вручную". Тут не только коз на овец начнешь делить...

    ОтветитьУдалить
  5. Везет вам, черт возьми! Мы же ведь в России именно так и выучилиссь. Все творческие личности имели бездну времени в своей жизни и заполняли ее, чем нашли. Я вот в день прочитывала по 2-3 толстенные книги, и т.о. прикончила всю школьную библиотеку, русскую и зарубежную классику, не считая всякого мусора, что попадался в руки. Все же уроки успевала нацарапать на других уроках. Как я выкручивалась, и сама не знаю, но меня ни разу не поймали на не сделанном дом. задании.
    Мой же сын в Америке не имеет этот люкса. Дети здесь завалены тоннами домашних заданий. Учебники по математике по 600 стр. На каждую тему, например, решение системы уравнений - минимум 3-4 способа решений, задачи с обязательно прикладным аспектом, мол где и как данная тема математики применяется в биологии, архитектуре, статистике, аэронавтике и т.д, как прямо сейчас,не отходя от кассы, и в своей личной жизни эти уравнения можно приложить в классе, дома и на дороге :-0
    Кто же спорит - Вроде как идея замечательная. А как же вывернулось? Да очень просто: детский мозг не способен заесть такое изобилие деталей. Когда на них сыпятся и методы решения, и аппликации, и сложные многословные условия задачек, их мозг просто отбивается от этого количества деталей и закрывается глухой стеной: а я ничего не понял...
    Только если есть репетитор, к-й лично один на один отсосртирует и выдаст самое важное на простеньких примерчиках, потом постепенно подведет и к аппликациям, тогда еще можно переплыть через это море знаний. А тут еще тебе подваливают интерактивные тесты и quizes через интернет, программы, к-е школа специально оплатила, и массу творческих задачек, да еще и творческие проекты, интервью с реальными людьми, схваченными на улице или специалистов - экспертов, к к-ым должны родители "расчистить дорогу", а ребеночек должен заранее заготовленные ворпосики задать и среагировать умно на ответ. Все это он должен еще записать на видеокамеру, установленную в месте с хорошим ракурсом, обработать и преподнести в презентации.... и т.д. Моему ребеночку только 13 лет.
    Ситуация просто тупиковая: дети никогда не остаются сами с собой, они так завалены всякими заданиями, что им некогда созерцать или там анализировать, размышлять, общаться с другими детьми. Перемены у нас по 3-4 мин, чтобы успели только из класса в класс перебежать,обед - 22 мин.
    Но что забавное, так результат тот же: на вашу задачу основная масса среагирует точно также. Видимо, это больше природная способность мозга...
    А своего-то сына я давно приучила к таким подвохам. Я сама люблю посмеяться над всем и над собой в первую очередь, потому и над ним посмеиваясь, все время его на бдительность проверяю, вот он и привык к тяжелой жизни...
    Вот и не понятно, это хорошо или плохо, когда школа оставляет детей в покое и не навязывает им творчество.
    Ведь детская психика очень ранима, и ребенок четко улавливает, что он отстает от других, и тут же замыкается и отключается совсем.
    А если бы так не "травили" перенасыщенно - творческими и развивающими программами, то дети бы и продолжали постепенно впитывать в себя из разных источников без травм от конкуренции в школе...

    ОтветитьУдалить
  6. Обществу нужны "автопилотчики", они лояльные и легки в обращении;)

    Ира, где вы такую школу нашли? У вас дитё не частной ли школе, случаем, учится? У наc до high school вообще дети непонятно чем занимаются. Дроби начинают классе в седьмом проходить :))) Одна педагогическая идея довлеет над канадским начальным образованием: как бы ребенков не перегрузить и не травмировать:)

    А вот в high school... Она делится на три потока: университетский, обычный (applied) и для отстающих. Так вот мой Лешенька в university классе натурально выл от нагрузки, хотя и учился до этого в одной из сильнейших математических школ в России.

    ОтветитьУдалить
  7. А свободное время дети ниеогда не используют для созерцания или анализа. Сразу за комп - играть в Warcraft, или на snowboard - руки ломать :(

    ОтветитьУдалить
  8. Ирина, очень и очень интересно, все, что вы рассказываете о школе. Я с вами полностью согласна, что такое "море" знаний только отбивает охоту учиться и приводит в состояние "I am so confused". Все-таки учителям, к-е разрабатывают такие программы (и, наверняка, защищают диссертации) нужно повлимательней изучать возрастную психологию.

    Похоже, мы с вами наблюдаем две педагогические крайности. А у Андрея, судя по всему, золотая середина:)

    В индийских школах бедные дети проходят дроби чуть ли не в первом классе. Я когда-то писала о том, как пригружают и как мамы, папы, дяди и тети с трудом выполняют летние задания.

    Андрей, у меня тоже есть подозрение, что прапорщик-автопилотчик - он все-таки надежней, и общество его быстрее оценит.

    ОтветитьУдалить
  9. Не, ребята.
    Я, видимо по дурости, а м.б. по семейной традиции, отдала ребеночка в лучшую public школу своего штата. Городок наш из шкуры лезет вон, чтобы сия репутация не подмочилась и рыщет и находит, чем бы еще удивить родителей и сказать, что же они еще в их детках разовьют внутри своих школ.
    Родители, как и любое другое стадо, мыслят коллективно, однако зорко поглядывая по сторонам, как бы их личное чадо успело ухватить лучшее из лучшего, т.е. по-просту конкуренция начинается с ранних лет.
    Пока родители упиваются сознанием того, что их-то детки в самой лучшей (правда в Принстоне школы получше наших, но это не считово, потому что нельзя же жить там и мотаться каждый день на работы в NYC), школа втихоря так построила все программы и занятия с детьми, что все, ну абсолютно все, свалено на семью, т.е на репетиторов. В нашем городке основное большинство - люди состоятельные, и им приплатить тем же учителям за работу, что они в школе не желают делать, а к тебе на дом прийдут и все разжуют за особо дополнительные денюжки, $70-$90 и даже $100 за 60 минутный урок.
    Чем старше ребенок, тем явственнее его отличие от тех, кто репетиторов не имеет.
    Я-то не сразу сообразила, что нужно иметь 5 репетиторов, т.к. 5 предметов основных, все работой занята, да дорогой туда-обратно.
    А тем временем, те, кто имел детей в этих школах-то знают, что в 6-м классе уже высеивают детей, к-е пойдут по усиленной математической программе, а в январе в 8-м классе предопределяется все будующее человека путем распределения по слабым, средним, сильным, honors, advanced placement группам.
    Разорвать штампы, поставленные на твоего ребенка в 8-м классе, практически не возможно в high school.
    Есть особые группы for disabled, куда запихивают тех, кто просто более чуствителен к равнодушию учителей и не смог продемонстрировать > 70 (С и ниже) в процессе учебы.
    Учителя совершенно не должны мучиться с дисциплиной в классе: на любое ничтожное телодвижение ученика, к-е можно отметить как помешавшее учителю, - каскад наказаний, к-й приводится в действие раздутым административным штатом.
    Если семья не нанимает репетиторов, то этот ребенок медленно, но верно сползает все ниже и ниже, год за годом. Уже не говорю о том, если у ребенка в сущности нет семьи, или она в состоянии грязного развода на годы, или мало еще какие горести могут свалится на голову ребенку, но факт налицо: если он один против шк. системы, он будет вышвырнут на помойку очень быстро.
    Далее проводим небольшую апроксимацию: если энергетика у ребенка повышенная, а признания и успехов в школе никаких, никому до него нет дела, ибо учитель зачастую не помнит имена-фамилии детей, шк. система наказаний его добивает, попутно его выпихивают в дебильные классы, там тоже никакой любовью и личным контактом с учителем таких не балуют, да и вообще не может быть и речи о каком-то "подборе ключика к сердцу ребенка", то он постепенно озлобляется против общества и берет в руки автомат, к-й весьма легко прикупить в США...
    Забавно, что в учителя идут, например девочки - божьи одуванчики, и приживаются запросто на десятилетия, потому что им не надо "держать" класс своею интересной личностью или там единоборством интеллектуальным с задирами или там что еще, зачем? - им надо просто вывалить наготовленный материал на детей, и чем больше, тем лучше. Они себе роют интернет, посиживая дома в уюте, ибо нет никаких переработок, никаких там сидений допоздна с проверками контрольных - у нас все компьютеризировано, ну или точнее %80 всяких тестов.
    За каждое несданное дом. задание в нужный день сразу ставят тебе "F", пару раз забылся, и четвертная оценка уже уползла на В-, а если зазевался чуть-чуть на тесте, то уже и С, а это 70, а это - ты уже кандидат на дебильный класс.
    Я тут вот добилась, чтобы сыночкины учителя мне раз в неделю присылали status update. Прошло 15 недель. Одна учитеьница исправно строчит, но все ее мэйлы пропитаны таким негативом, что дух берет, француженка 1 мэйл прислала, математик 4 раза сподобился, а science & social studies по 4, причем они Даниэля называют разными именами. Или точно не помнят как его зовут или просто cut & paste еmail, к-й другому родителю настрочили, а мне переслали.
    Однако т.к. у меня нет денег содержать 5 tutors, Даниэлю крышка, потому как после травмы, когда у него на глазах убили отца в Израиле, он до сих пор не смог оправиться до такого состояния, чтобы иметь полый фокус только на школе и без tutors.
    Забавнее всего, что никого из учителей это не затрагивает.
    А впрочем, у меня тоже есть свой небольшой эксперимент с душевной "теплотой". Когда у меня мужа убили, я как раз была без работы, и был кризис 2001 - 2003 в экономике США.
    Отчаявшись посылать ежедневно по сотне resume по всей стране, я "нарыла" emails около 1000 рекруторов работающих исключительно в IT, и послала им всем свое resume и сover letter, а они у меня, слава богу, не отсталые там какие. И добавила личное обращение к каждому из них, что помогите мне, пожалуйста найти работу по профессии - вот я вам какая вся из себя специалистка, но у меня муж убит террористами, а я без работы, и моим детям кушать нечего.
    Что интересно, ни один из этих рекруторов не ответил мне вообще. С тех пор я обхожу стороной какие-либо факты своей личной жизни, особеннно этот самый и на работе в компании и при поиске там другой работы. Научилась всегда улыбаться, всем говорю только приятное, а если нечего хорошего сказать, то молчу. На работе - корректно и ТОЛЬКО о делах, всегда высший профессионализм, и умелый само-маркетинг, иначе вылетишь на улицу в первых же рядах.
    Люди НЕ ХОТЯТ ничего плохого или трагического переваривать. Как-то так получается, что им своего хватает, и они НЕ желают "добавки". А учителя тоже люди, им тоже надо платить каждый месяц свои счета, и шк. система не вынуждает их видеть людей в детях, так зачем же стараться бесплатно...
    Конечно всегда найдется какой-нибудь "дурачок", т.е. душевный человек и поможет там, где сотни других прокользнут мимо, но вот в школьной системе-то не я, а мой ребятенок, и не могу я за него ни прожить его жизнь и ни прикрыть его от системы, чтобы он тем временем успел аклиматься без последствий на всю жизнь...
    Успех или неуспех в учебе человека любого возраста предопределяется его психологическим состоянием: там, где дела спорятся, где тебя любят, уважат и отмечают твои успехи, а не регистрируют пунктуально просчеты и провалы, (помните, что надо видеть половину стакана наполненного водой, а не вторую половину, что пустая) - только там ученик расцветает и демонстрирует удивительные успехи.
    Помните экстерименты подмосковного учителя Шаталова? Так вот они о том же. Он набирал себе детей, выкинутых из школ за неуспеваемость, и через год-два учебы по его системе, все без исключения сдавали экзамены на отлично. Оценивал не он, а комиссии оскорбленных советских педагогов, к-е десятилетиями обучали будущих учителей, как учить, а тут какая-то выскочка обошла их...
    Тат уж придирались к чему только могли.
    Такие вот пироги.

    ОтветитьУдалить
  10. Ну и оно вам все надо? Все на верхний уровень не вылезут по любому, на то он и верхний уровень. А чем выше с лестницы столкнут, тем больнее падать. Это как в спорте - для здоровья и для души только разряда до второго, дальше анаболики, интриги и потогон для сомнительного результата. Парень-то ваш об этом сам что думает? Он так самолюбив и мотивирован, что готов толкаться?

    У меня есть знакомый, сына в частной школе учит при зарплате 60k/year. Понятно что во всем себе отказывает. А сын уже интересуется в 11 лет: "почему мы, папа, слуг не держим? родители моих друзей все ведь держат?"

    ОтветитьУдалить