понедельник, января 19, 2009

Креативность и дедлайны

Слово дедлайн, по-моему, прочно вошло в русский язык. Лучше бы это сделал его русский эквивалент; но "мертвая линия", видимо, быстрее доводит до сознания то, что задание нужно выполнить в срок, после которого открывается огонь на поражение. Без "креативности", видимо, тоже никак - уж слишком часто творчество ассоциируется с гениальностью, искусством и корефеями отечественной психологии (последнее из списка личных ассоциаций).

Внимание, вопрос:

В каких ситуациях вы чувствуете себя более продуктивным и творческим:

а) когда обозначены четкие сроки (дедлайны)

б) в ситуации относильной свободы, когда мертвой линии не видно на горизонте.

Ключевое слово "чувствуете". Т.е.речь идет именно о наших субъективных ощущениях (а не о том, что на самомо деле - потому как часто это две большие разницы).


13 комментариев:

  1. Я бы здесь разграничила:
    - продуктивность - увеличивается по мере приближения дедлайна, но это касается более или менее "механической" работы. Что, конечно, условно, поскольку марки клеить мне по роду деятельности не приходится; но все же, нехудожественные переводы, например, отношу к такой работе.
    - творчество - наоборот, когда никто меня никуда не подгоняет, и зачастую вообще в неоплачиваемой деятельности.
    Вот примерно так...

    ОтветитьУдалить
  2. Гм. В России искренне думал иначе, а вот уже пять лет в Америках и убедился что четко видимый deadline и умелое давление менеджера продуктивность значительно увеличивают.
    Насчет "творчества" вы правы, это слово ассоциируется с ленивым писание стихов (см. Пушкин)... А креативность появляется, когда начинаешь интенсивно работать, тогда и идеи лезут. Только вот устаю быстро, после 5-6 часов такой гонки мозги отключаются.

    Вообще, это тема исключительно интересная, напишите еще чонибудь, просветите что умные люди думают по этому поводу. А то мне самому читать некогда из-за этих чертовых дедлайнов...

    ОтветитьУдалить
  3. Надь, мне понравилось, как ты разграничила подходы к "механической" и "творческой" работе. Насчет марок - это мы быстро исправим: в ССХ такие навыки всегда в цене.

    Андрей, мнение человека, сменившего "декорации" и условия игры, особенно интересно. Эту фразу я себе распечатаю золотыми буквами: "креативность появляется, когда начинаешь интенсивно работать, тогда и идеи лезут".

    За "напишите еще что-нибудь" отдельное спасибо - такое в наше время информационного бума редко услышишь =)

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимный4:07 AM

    У меня сразу появилось 2 противоречивые мысли. Т.е. я согласна с обеими ситуациями, о которых ты говоришь. :) Привожу конкретные примеры:
    1. Как-то я работала эссеистоим в газете, там были чёткие сроки, время на раздумья - ровно неделя. Так вот приходилось мобилизировать все мысли и творческие потуги, чтобы вложиться в срок и написать статью за неделю. Не скажу что это плохо, поскольку у меня лично в деле писательства самое страшное - сесть и начать. А когда есть сроки, то хочешь или не хочешь, а сядешь и будешь писАть. :) Так что определённый позитивный опыт в этом есть. Тут же следует отметить положительный опыт brain storm (там тоже есть сроки, и надо просто коллективно или индивидуально напридумывать идей, некоторые из которых вполне смогут претендовать на гениальность).
    2. Но тем не менее, обычно моё творчество работает по формуле Менделеева, хе-хе, назовём это так. :) Есть задача, есть знания о творческих решениях - всё это загружается в голову и там происходит процесс творческой обработки информации, и когда "система" выдаст результат - непонятно. В случае Менделеева это было вообще во сне спустя многие годы после постановки задачи. Такое себе творческое озарение. Вот и у меня такое происходит постоянно (в мелочах конечно, а не так глобально как у тов.Менделеева). Куча всяких идей в голове обрабатываются, и результаты выдаются независимо от сроков.

    ОтветитьУдалить
  5. Вот еще одно украинское мнение:

    Ответ однозначный:когда есть сроки,линиии и ответственности,
    я -гений практики спонтанности. Поэтому мне нужны сроки,а то спонтанность завалит дело там, где есть некто, для кого завершение дела к сроку очень важно... Но живу часто во второй позиции.

    ОтветитьУдалить
  6. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  7. "Украинское" субъективное ощущение:

    моя продуктивность, несомненно, достигает максимума с приближением дед-лайна. Если бы не дед-лайны, я на всю жизнь остался бы "диванной картошкой". Творчество же любит раздвинутые временные рамки. Но часто так бывает, что меня что-то изнутри подгоняет бысрее закончить начатый творческий проект. То есть, я сам себя тороплю, чтобы увидеть вещь завершенной.

    ОтветитьУдалить
  8. Мнение моего профессора:
    My experience in video projects is that the best programs are created when I have adequate lead time in front of a deadline . . . and I don't have to work on it constantly. This allows are projects and other life experiences to "fertilize" the project. If it is a strict deadline the requires 60 hour weeks, then I get it done and while the quality might be good, it might not have that extra little "something" that lets it rise above the rest.

    ОтветитьУдалить
  9. извини за поздний ответ - у меня все получается быстро, ловко и "креативно", когда имею "мертвые линии" и вообще когда навалилось куча дел и все надо сделать сейчас и "на вчера"

    ОтветитьУдалить
  10. По поводу творчества и deadlines.
    Начнем с того, что творчествование - это удел далеко не всех и каждого, и это явление вовсе и не массовое, и оно посещяет только те личности, у которых мозг способен (или тренирован) выделять повторяющиеся patterns и классифицировать их как "общее явление", а также фиксировать и другие явления как patterns, к-е нарушают общий pattern.
    Далее этот же мозг не зависимо от deadlines ведет подспутную работу по сбору инфо и по поиску решения той самой задачи, к-ю он сам же себе и поставил ( а бывает, что и внешние факторы выставляют подобные chalenges), но главная идея той деятельности - как-то классифицировать нарушения общего pattern путем создания/открытия нового научного закона или разработки нового вида творчества, типа коммуникации с сознанием зрителей, слушателей, когда те получают эмоциональный заряд создателя (художники, композиторы, музыканты, и т.д).
    Под творчеством мы подразумеваем некий плод человеческой деятельности, к-й доселе был неизвестен, в чем-то на редкость исключилен, т.е. его создатель вышел на нечто такое, что не является просто повторением выученных ранее уроков жизни или полученных ранее навыков и т.д.
    Это может произойти спонтанно, как "Эврика", а может быть подтолкнуто deadline-нами, к-е на самом-то деле великие катализаторы массы всевозможных открытий.
    Однако если человек придавлен постоянными deadlineе-нами, то тот самый подспудный процесс детского любопытства о том, как устроен мир, и в чем его можно улучшить или там что еще, то его творчество не может процветать.
    Т.о. deadlines - они и стимуляторы творчества, они же и его могильщики.
    А про то, что не все мы - творческие работники: уже сейчас есть неск-ко научных работ о том, что когда нейроны по какой-то причине блокируют определенные сигналы и не передают их в мозг, то развиваются такие нарушения в поведении человека, как коммуникабельность, или человек от рождения настолько наивен, что все его используют, или же details-oriented, или наоборот чрезмерно болтлив и не выполняет обещаний и т.д.
    Творчество же предопределяется способностью найти и создать такое, чего еще не было найдено, сказано или сделано прежде. Чтобы этого достичь, мозг должен сначала "поймать" это нечто, нуждающееся в его открытии и потом наконец начать искать и строить, как же его заполнить своими трудами.
    Отсюда следует, что если человеку никогда не ставить deadlines, то скорее всего его вряд ли посетит его личная Муза.
    Однако, господа, здесь ничего в килограммах-метрах-часах не измеришь :-)

    ОтветитьУдалить
  11. Диалектично. Однако несколько обидно. Сколько ни возникает интересных вопросов, правильный ответ всегда удручающе одинаков: типа да, но если слишком да, то оно же и нет. И наоборот. Скучно это. Где-то я читал про суть современной науки - выделить из общей реальности некий этот самый pattern и придумать ему название, далее он считается познанным.
    И еще чуть-чуть про перманентный дедлайн... А куда деваться? Есть у кого нибудь варианты?

    ОтветитьУдалить
  12. "типа да, но если слишком да, то оно же и нет" - это вы очень точно сказали!

    Excuse my ignorance, а что такое перманентный дедлайн? :)

    ОтветитьУдалить
  13. Это цитата из Комсорга: "...Однако если человек придавлен постоянными deadlineе-нами, то тот самый подспудный процесс детского любопытства о том, как устроен мир, и в чем его можно улучшить или там что еще, то его творчество не может процветать."
    Имеется в виду что жить некогда, одна работа:( В Америках деньги исправно платят, только все время давят, давят... Считается, что от звонка до звонка, 8 часов в день ты должен быть 100% focused to your work.

    ОтветитьУдалить