Слово дедлайн, по-моему, прочно вошло в русский язык. Лучше бы это сделал его русский эквивалент; но "мертвая линия", видимо, быстрее доводит до сознания то, что задание нужно выполнить в срок, после которого открывается огонь на поражение. Без "креативности", видимо, тоже никак - уж слишком часто творчество ассоциируется с гениальностью, искусством и корефеями отечественной психологии (последнее из списка личных ассоциаций).
Внимание, вопрос:
В каких ситуациях вы чувствуете себя более продуктивным и творческим:
а) когда обозначены четкие сроки (дедлайны)
б) в ситуации относильной свободы, когда мертвой линии не видно на горизонте.
Ключевое слово "чувствуете". Т.е.речь идет именно о наших субъективных ощущениях (а не о том, что на самомо деле - потому как часто это две большие разницы).
Внимание, вопрос:
В каких ситуациях вы чувствуете себя более продуктивным и творческим:
а) когда обозначены четкие сроки (дедлайны)
б) в ситуации относильной свободы, когда мертвой линии не видно на горизонте.
Ключевое слово "чувствуете". Т.е.речь идет именно о наших субъективных ощущениях (а не о том, что на самомо деле - потому как часто это две большие разницы).
Я бы здесь разграничила:
ОтветитьУдалить- продуктивность - увеличивается по мере приближения дедлайна, но это касается более или менее "механической" работы. Что, конечно, условно, поскольку марки клеить мне по роду деятельности не приходится; но все же, нехудожественные переводы, например, отношу к такой работе.
- творчество - наоборот, когда никто меня никуда не подгоняет, и зачастую вообще в неоплачиваемой деятельности.
Вот примерно так...
Гм. В России искренне думал иначе, а вот уже пять лет в Америках и убедился что четко видимый deadline и умелое давление менеджера продуктивность значительно увеличивают.
ОтветитьУдалитьНасчет "творчества" вы правы, это слово ассоциируется с ленивым писание стихов (см. Пушкин)... А креативность появляется, когда начинаешь интенсивно работать, тогда и идеи лезут. Только вот устаю быстро, после 5-6 часов такой гонки мозги отключаются.
Вообще, это тема исключительно интересная, напишите еще чонибудь, просветите что умные люди думают по этому поводу. А то мне самому читать некогда из-за этих чертовых дедлайнов...
Надь, мне понравилось, как ты разграничила подходы к "механической" и "творческой" работе. Насчет марок - это мы быстро исправим: в ССХ такие навыки всегда в цене.
ОтветитьУдалитьАндрей, мнение человека, сменившего "декорации" и условия игры, особенно интересно. Эту фразу я себе распечатаю золотыми буквами: "креативность появляется, когда начинаешь интенсивно работать, тогда и идеи лезут".
За "напишите еще что-нибудь" отдельное спасибо - такое в наше время информационного бума редко услышишь =)
У меня сразу появилось 2 противоречивые мысли. Т.е. я согласна с обеими ситуациями, о которых ты говоришь. :) Привожу конкретные примеры:
ОтветитьУдалить1. Как-то я работала эссеистоим в газете, там были чёткие сроки, время на раздумья - ровно неделя. Так вот приходилось мобилизировать все мысли и творческие потуги, чтобы вложиться в срок и написать статью за неделю. Не скажу что это плохо, поскольку у меня лично в деле писательства самое страшное - сесть и начать. А когда есть сроки, то хочешь или не хочешь, а сядешь и будешь писАть. :) Так что определённый позитивный опыт в этом есть. Тут же следует отметить положительный опыт brain storm (там тоже есть сроки, и надо просто коллективно или индивидуально напридумывать идей, некоторые из которых вполне смогут претендовать на гениальность).
2. Но тем не менее, обычно моё творчество работает по формуле Менделеева, хе-хе, назовём это так. :) Есть задача, есть знания о творческих решениях - всё это загружается в голову и там происходит процесс творческой обработки информации, и когда "система" выдаст результат - непонятно. В случае Менделеева это было вообще во сне спустя многие годы после постановки задачи. Такое себе творческое озарение. Вот и у меня такое происходит постоянно (в мелочах конечно, а не так глобально как у тов.Менделеева). Куча всяких идей в голове обрабатываются, и результаты выдаются независимо от сроков.
Вот еще одно украинское мнение:
ОтветитьУдалитьОтвет однозначный:когда есть сроки,линиии и ответственности,
я -гений практики спонтанности. Поэтому мне нужны сроки,а то спонтанность завалит дело там, где есть некто, для кого завершение дела к сроку очень важно... Но живу часто во второй позиции.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить"Украинское" субъективное ощущение:
ОтветитьУдалитьмоя продуктивность, несомненно, достигает максимума с приближением дед-лайна. Если бы не дед-лайны, я на всю жизнь остался бы "диванной картошкой". Творчество же любит раздвинутые временные рамки. Но часто так бывает, что меня что-то изнутри подгоняет бысрее закончить начатый творческий проект. То есть, я сам себя тороплю, чтобы увидеть вещь завершенной.
Мнение моего профессора:
ОтветитьУдалитьMy experience in video projects is that the best programs are created when I have adequate lead time in front of a deadline . . . and I don't have to work on it constantly. This allows are projects and other life experiences to "fertilize" the project. If it is a strict deadline the requires 60 hour weeks, then I get it done and while the quality might be good, it might not have that extra little "something" that lets it rise above the rest.
извини за поздний ответ - у меня все получается быстро, ловко и "креативно", когда имею "мертвые линии" и вообще когда навалилось куча дел и все надо сделать сейчас и "на вчера"
ОтветитьУдалитьПо поводу творчества и deadlines.
ОтветитьУдалитьНачнем с того, что творчествование - это удел далеко не всех и каждого, и это явление вовсе и не массовое, и оно посещяет только те личности, у которых мозг способен (или тренирован) выделять повторяющиеся patterns и классифицировать их как "общее явление", а также фиксировать и другие явления как patterns, к-е нарушают общий pattern.
Далее этот же мозг не зависимо от deadlines ведет подспутную работу по сбору инфо и по поиску решения той самой задачи, к-ю он сам же себе и поставил ( а бывает, что и внешние факторы выставляют подобные chalenges), но главная идея той деятельности - как-то классифицировать нарушения общего pattern путем создания/открытия нового научного закона или разработки нового вида творчества, типа коммуникации с сознанием зрителей, слушателей, когда те получают эмоциональный заряд создателя (художники, композиторы, музыканты, и т.д).
Под творчеством мы подразумеваем некий плод человеческой деятельности, к-й доселе был неизвестен, в чем-то на редкость исключилен, т.е. его создатель вышел на нечто такое, что не является просто повторением выученных ранее уроков жизни или полученных ранее навыков и т.д.
Это может произойти спонтанно, как "Эврика", а может быть подтолкнуто deadline-нами, к-е на самом-то деле великие катализаторы массы всевозможных открытий.
Однако если человек придавлен постоянными deadlineе-нами, то тот самый подспудный процесс детского любопытства о том, как устроен мир, и в чем его можно улучшить или там что еще, то его творчество не может процветать.
Т.о. deadlines - они и стимуляторы творчества, они же и его могильщики.
А про то, что не все мы - творческие работники: уже сейчас есть неск-ко научных работ о том, что когда нейроны по какой-то причине блокируют определенные сигналы и не передают их в мозг, то развиваются такие нарушения в поведении человека, как коммуникабельность, или человек от рождения настолько наивен, что все его используют, или же details-oriented, или наоборот чрезмерно болтлив и не выполняет обещаний и т.д.
Творчество же предопределяется способностью найти и создать такое, чего еще не было найдено, сказано или сделано прежде. Чтобы этого достичь, мозг должен сначала "поймать" это нечто, нуждающееся в его открытии и потом наконец начать искать и строить, как же его заполнить своими трудами.
Отсюда следует, что если человеку никогда не ставить deadlines, то скорее всего его вряд ли посетит его личная Муза.
Однако, господа, здесь ничего в килограммах-метрах-часах не измеришь :-)
Диалектично. Однако несколько обидно. Сколько ни возникает интересных вопросов, правильный ответ всегда удручающе одинаков: типа да, но если слишком да, то оно же и нет. И наоборот. Скучно это. Где-то я читал про суть современной науки - выделить из общей реальности некий этот самый pattern и придумать ему название, далее он считается познанным.
ОтветитьУдалитьИ еще чуть-чуть про перманентный дедлайн... А куда деваться? Есть у кого нибудь варианты?
"типа да, но если слишком да, то оно же и нет" - это вы очень точно сказали!
ОтветитьУдалитьExcuse my ignorance, а что такое перманентный дедлайн? :)
Это цитата из Комсорга: "...Однако если человек придавлен постоянными deadlineе-нами, то тот самый подспудный процесс детского любопытства о том, как устроен мир, и в чем его можно улучшить или там что еще, то его творчество не может процветать."
ОтветитьУдалитьИмеется в виду что жить некогда, одна работа:( В Америках деньги исправно платят, только все время давят, давят... Считается, что от звонка до звонка, 8 часов в день ты должен быть 100% focused to your work.