четверг, июня 26, 2008

Тупиковый период, или Нелегкая жизнь индийского школьника

Вот мне интересно - куда деваются все индийские гении, которых здесь тщательно и методично готовят уже с двух лет? Вопрос риторический, а может даже философский.

Как только родился ребенок, перед родителями сразу становится вопрос - и не только о том, как собрать необходимую сумму на свадьбу дочке и построить хороший дом, где можно жить вместе с сыном и его семьей. В хороший замуж без хорошего образования не возьмут, в престижный университет не возьмут без престижной школы, а в престижную школу - без хорошей подготовки в садике. Таким образом, дети здесь учатся держать карандаш до то, как научатся держать ложку.

Каникулы в индийских школах практически закончились. Снова в школу - первое сентября, точнее июля. На каникулы дети получили столько заданий, на выполнение которых даже взрослому человеку с высшим образованием понадобилось бы не меньше месяца. Как правило, подключаются все: мама, папа, дедушка, бабушка, тетя, дядя и репетитор. В итоге целый месяц ребенок не может расслабиться - поехать к бабушке, например. Внуки, которые приезжали на пару дней к нашей бабушке, притащили с собой кучу заданий каждый день просыпались с вопросом, как все это выполнить. Вообщем-то, в учебе как таковой ничего плохого нет. Тем более, если учесть тот факт, что в Дели детям делать фактически нечего - тут от одной скуки можно начать уравнения решать. Но у меня есть несколько вопросов к индийским учителям: действительно ли они верят, что задания, выполненные мамой, репетитором и Интернетом, принесут в итоге больше пользы, чем летний отдых?

Ответ на последний вопрос зависит от целей. Если цель - научить детей терпению (которое, не спорю, вырабатывается, когда нужно тупо переписывать статьи из Интернета или журналов), показать им важность и ценность семьи (которая обязательно подключается к этому важному делу во имя спасения ученика), обратить их внимание на тот факт, что против системы не попрешь (родители, к-е пытаются выступать против таких объемных летних заданий, как правило, потом об этом жалеют) - в таком случае методы выбраны верные. Если цель - многогранный, способный мыслить человек, то нужно как минимум учитывать принцип "шесть дней работай, седьмой - отдыхай". Странно, кстати, что люди, работающие в системе образования, не понимают важности чередования труда и отдыха.

Когда мы с мужем несколько лет назад сидели и раскрашивали буквы алфавита - выполняли летнее задание сына, к которому он тогда не проявлял никакого интереса, а силой заставлять трехлетнего ребенка учиться - это, по-моему, еще хуже, чем самому раскрасить его картинки... Так вот, в тот момент я просто чувствовала, как медленно, но уверенно наступает Тупиковый период - я, под давлением системы, начинаю неадекватно себя вести и делать уроки за ребенка; он привыкает к мысли, что школа - это не столько его, сколько мамина ответственность. К счастью, у нас появилась возможность этой системы избежать - теперь мой ребенок получает задания, соответствующие его возрасту, выполняет их самостоятельно и гордится своими достижениями. А ведь восприятие себя как ученика - один из самых важный критериев, который скажется и на дальнейшей учебе, и на работе. Комментарии от учителей типа: "Ваш (трехлетний) ребенок плохо произносит слово rectangle" или "Зачем вы его учите всем этим языкам?" звучат, по меньше мере, непрофессионально, а точнее - тупо. Ставить четырехлетнему ребенку за диктанкт (!) ноль из десяти - тупо. Требовать, чтобы после полного рабочего дня в школе он сидел за уроками еще два-три часа - тупо. Отбивать таким образом желание учиться, занижать самооценку - преступление против ребенка.

Новости типа "ученик такого-то класса покончил жизнь самоубийством", к сожалению, не редкость. Дети, чувствуют, что не оправдывают ожиданий родителей, не справляются с давлением и не видят для себя другого выхода...

Даже для поступления в садик нужно сдавать экзамен, при чем это не отбор особо одаренных детей в особо специальные школы. По большей части, это отбор подходящих руководству семей. Но подходящих школам семей здесь гораздо больше, чем подходящих семьям школ, так что правила игры диктуют школы, а не семьи (которые, кстати, платят немалые деньги за обучение).

Вообщем, нелегкая она - жизнь индийского ученика, а еще труднее - жизнь его мамы. Ей для того, чтобы вывести ребенка в люди нужно, по меньшей мере, уйти с работы. Иначе как еще можно успевать своевременно реагировать на записи в дневнике: "завтра прийти в костюме помидора". Тут без постоянной боевой готовности никак.

Мы в свое время со спокойной душой отдыхали летом по три месяца и максимум, что делали на каникулах - мыли парты, читали и собирали гербарии. И ничего - не утратили, вроде бы, свою гениальность.

6 комментариев:

  1. куда деваются все индийские гении
    Уезжают в Штаты.

    ОтветитьУдалить
  2. Вот это да! Но чтобы вы так знали, в США ситуация только чуть-чуть легче, м.б. с летними каникулами разве что, т.е. нет большого об'ема заданий. Однако, если ребенок не проявил чудес организованности (как мой сын, к-й хроночески или не делает дом.заданий или сделает, но забывает их вовремя отдать), то за каждое не сданное вовремя задание снимают 50% оценки, а начиная с 4-й четверти 7-го класса просто ставят ноль. Это дрессировка к колледжу. У моего ребенка это хроническое, я ничего не могу поменять, хотя сражаюсь с такой "забывчивостью" годы. Не работать и сидеть дома, чтобы подстраховывать ребеночка и тащить его дом. работы, у меня нет возможности - я мамка-одиночка.
    Остается доводить его знания и тестовые оценки до 100, чтобы он хотя бы смог переползти в след. класс. :-(
    Это лето я послала его в корейскую летнюю школы - те демонстрируют чудеса усидчивости и работоспособности (с наивысшим % самоубийств в колледжах - но те, кто выживают, постепенно вытесняют белых отвсюду). Так что 7 недель он будет изучать программу след года, и т.о. будет уже готов к тому, что будет преподаваться "галопом по европам".
    Хотя предыдущие годы он все же поимел удовольствие в летнем лагере с ночевками и также проехал с сестрой на машине с восточного побережье Америки на западное - по крайней мере есть что повспоминать. :-) Теперь начинается безостановочная 5-летняя гонка в колледж. Я все же записала его на 2 недели в спорт кэмп.
    В Израиле дети до high school валяют дурака, а потом учатся до одурения, но в основном без помощи родителей. Я "крала" детей под благовидными предлогами на неделю из школы и увозила в Турцию или куда в Европу отдыхать. Однако, я вижу, что по крайней мере в Израиле самоубийства среди школьников и студентов университетов практически отсутствуют. Народ там гибнет "благодаря" терроризму...

    ОтветитьУдалить
  3. Кстати, по теме -
    http://offline.computerra.ru/2008/737/360885

    ОтветитьУдалить
  4. Наверное, в США все же зависит от от конкретной школы/штата (я сужу по американским ученикам и их родителям, с к-ми работаю в Индии, так что суджения довольно субъективные). Насчет корейцев - тот же опыт с корейскими учениками здесь: их много, они самые трудоспособные и замотированные. У меня было три корейских девочки в прошлом году, к-х я называю "ученики моей мечты" - ни одного замечания за семестр, уважения, концентрация, собранность. Было жалко на них смотреть на курсе Study Skills, на к-м мои американские ученики регулярно поднимали вопросы: а зачем учиться? а если я не хочу учиться? а кто сказал, что нужно учиться? Корейцам давно поняли ЗАЧЕМ и знают, КАК. Я обобщаю свой опыт, конечно. Было пару мальчиков-разгильдяев, но и те все-таки учились хорошо, когда хотели. Вот пример: в пятом классе на уроке математики корейский мальчик, к-й тогда почти не знал английского, получил более высокий балл за контрольную, чем его англоговорящие одноклассники. Причем, там были задачи, а не только примеры и уравнения. В Индии, кстати, очень много корейских учеников - здесь гораздо дешевле обучение в англоязычных международных школах + репетиторство.

    Насчет Штатов, fireblade, это да:) Спасибо за статью. Я как раз сейчас изучаю multiple intelligences и, в частности, emotional intelligence, так что очень в тему.

    ОтветитьУдалить
  5. Да, конечно все школы разные в США тоже. Есть частные престижные школы, к-е не особенно заинтересованы работать с твоим ребенком. Они отсеивают для себя во-первых богатеньких родителей, а во-вторых среди богатеньких удобных себе детей. Азиаты -там всегда приветствуются, потому что они никогда не требуют никаких усилий от учителя - детки "готовенькие".
    Если ребенок невнимателен или забывчив или слишком застенчив или наоборот непоседа - засыпают родителя жалобами, email-ами, гонят к психологам, психиатрам. Масса детей "сидит" на лекарствах - все это лишь только создать учебную атмосферу в классе. С одной стороны учителя не приучены "ключик к сердцу" ребенка подбирать, а с другой стороны программы перегружены массой детализированого материала - с моей точки зрения это просто потеря времени, но учителя обязаны материал препадать, и у них своя гонка.
    В public schools, все определяется контингеном учащихся - если район бедный, там школам огромные дотации от государства, но родителям (если они есть) наплевать на образование, а дети не хотят учиться потому как не видят пользы в этом. Там препадавать тяжело, да и выучиться чему-то сложно. Если же район богатенький, то все наоборот, дотаций от государства мало, деньги тянут из родителей на все подряд, и родители дают помногу. Детям учиться в таких школах интересно, потому как и учителя там лучшие, да и с ними все же работают хоть немного в школе, но основное обучение все равно свалено на репетиторов и родителей.
    Только единицы очень организованных детей, большинство девочки, могут сами без репетиторов получать хорошие оценки. Вот это-то мне и грустно в американской системе. Хотя там есть масса всего положительного, чего в России в принципе быть не могло, например обучение детей игре на муз. инструментах, пению на высоком уровне - в обычной школе.

    ОтветитьУдалить
  6. Мдаааа... Мои дети были бы записаны в уо...(((

    ОтветитьУдалить