понедельник, мая 15, 2017

Дедлайны

Дэн Ариели, специалист по поведенческой экономике, провёл такой эксперимент: 

трём группам студентов раздали задание  три работы, которые нужно выполнить в течение семестра. 

Первой группе сказали, что они могут сдать все три работы в конце семестра. 

Второй группе предложили самим установить три даты сдачи работ. При этом оценка снижается за каждый день опоздания. 

Для третьей группы преподаватель сам установил три даты сдачи работ  в начале, середине и в конце семестра. 

Все работы проверялись в конце семестра. 

Как вы думаете: какая группа студентов лучше справилась с заданием? 

Третья — та, для которой преподаватель сам расписал дедлайны, сроки сдачи, и равномерно распределил их. 

Михай Чиксентмихайи, профессор психологии, который исследовал креативность, обосновал положение, что дедлайны не улучшают креативность: если человек оставляет работу на последнюю ночь, потом быстренько всё пишет и объясняет свою трудоспособность тем, что его мотивируют дедлайны, то он, скорее всего, не работает на свой полный потенциал. То есть более грамотный подход мог обеспечить еще более высокие результаты. Дедлайны помогают собраться и выполнить работу, но такого рода внешний стресс-фактор не даёт возможность активизировать по максимуму возможности человека. 

То есть дедлайн — крайний срок выполнения работы или договоренности, это еще один инструмент, который нужно использовать грамотно. С одной стороны, он избавляет от того, что называют "паралич принятия решений" — студенту из третьей группы преподаватель чётко расписал план действий, и он не мучается терзаниями совести. Но если есть желание добиться высокого качества, то не стоит выполнять работу в "последнюю ночь".







вторник, мая 09, 2017

Фрагментированное внимание и глубокая работа

Тема фрагментированного внимания проходит красной нитью через последние 15 лет моего жизнетворчества. 

С одной стороны, индийский период нельзя назвать исключительно антипродуктивным: я получила магистерскую степень, выучила язык, освоила новую культуру и кухню, работала на двух оплачиваемых и двух неоплачиваемых работах. 

Но не покидало ощущение, что это не совсем я, 

как будто мой потенциал разбили на мелкие фрагменты, 

и я хватаюсь то за один, то за другой осколок. 



День был разбит на очень мелкие сегменты: от завтрака свекрови до школьного ланча для детей, от приема одного нежданного гостя до проводов другого. Таймер - мой лучший друг. Всё под контролем. Подать стакан воды, сварить чай, открыть в десятый раз двери, пожарить роти, поднести, унести, помыть, ответить на непрерывные телефонные звонки, объяснить продавцу овощей, что у меня все есть и не нужно звонить в двери. 

В моих магистерских работах не было написано ни одного абзаца, где бы меня не прервали. 

Всё это на фоне высокого общего шумового фона, который мозг так или иначе постоянно прокручивает. 

На счету была каждая минута, а ДВАДЦАТЬ СЕМЬ МИНУТ казались невиданной роскошью, которой в растерянности сложно было распорядиться. 

Раздробленное внимание и невозможность сконцентрироваться — участь не только индийских невесток. 

Кэл Ньюпорт,  доцент кафедры компьютерных наук университета Джорджтауна, посвятил этой теме свою книгу "Глубокая работа: правила сфокусированного успеха в отвлекающем мире"(2016).



Глубокая работа предполагает полную концентрацию на задачах, без отвлекающий факторов. 


Ньюпорт говорит о том, что люди, которые способны к длительной концентрации становятся редким явлением. Именно они способны добиваться успеха в современных условиях. 

Привычка распыляться на множество мелочей иногда даже почётно называется "многозадачностью" (multitasking). Хотя давно известно, что многозадачность  это миф, многие продолжают указывать это качество в списке сильных сторон в резюме. 

Основное положение книги Ньюпорта заключается в том, что перепрыгивая с одного на другое нельзя создать что-то действительно качественное, глубокое и уникальное. 

Многие исследователи и авторы всё чаще обращают внимание на то, что мы теряем эту способность — особенности современного мира таковы, что нежданные гости в Индии не единственная причина, по которой мы прерываем работу. Наш мозг протаптывает знакомые дорожки: проверить и-мейл, заглянуть в социальные сети, ответить на смс, сделать звонок, просмотреть материалы сайта — и через 20 минут найти себя в неожиданных и незапланированных Интернет-местах. Дэниел Гоулман (автор, который популяризировал концепцию эмоционального интеллекта) в своей работе "Фокус: о внимании, рассеянности и жизненном успехе" обосновывает мнение, что ФОКУС является одним из основных навыков для успеха в 21-м веке. 




Дмитрий Быков недавно на эту тему сказал: 

"Понимаете, у людей раньше культ уединения какой-то существовал, культ того, что Розанов называет «уединённым». Сколько было бы написано шедевром, если бы люди не сидели в уютных жежешечках и не писали бы в фейсбучках — просто потому, что великое всегда вырывается под очень сильным напором."

Великое всегда вырывается под сильным напором...И всё, что нужно, чтобы остаться обитать в зоне посредственности —это распределить напор.