Не яблоком единым будет жив учитель,
но всяким овощем, произрастающим на огородах учеников.
Леон зашёл в класс: сначала его сияющая улыбка, потом огромный рюкзак, а уж следом он сам.
- Таня, я принёс тебе авокадо. С нашего огорода!
- Спасибо, Леон! Надо же какой цукини.
- А, ну да, точно - я не очень разбираюсь в зелёных овощах.
Леон был моим учеником полгода назад. Его родители переехали в Канаду из Италии. В 14 лет он пошёл на стройку, так как отца депортировали, а кому-то нужно было работать. Когда получил серьёзную травму, так, что собирали по частям, то пришлось снова вернуться за парту.
На прежнюю работу уже не пойдёшь, поэтому государство определило Леону учиться читать и решать задачки.
Женился Леон уже в инвалидном кресле. Сейчас уверенно ходит с палочкой. И посещает семейного консультанта, так как жена подала на развод.
Несмотря на всю печальность и необратимость ситуации, нужно отметить, что Канада достойно помогает своим гражданам и резидентам, попавшим в беду: оплачивает медицину, физиотерапию, психологическую помощь, семейного консультанта и учителей. Плюс выдает пособие, если исправно ходить на занятия. Кроме того, все эти специалисты работают с профессиональным консультантом, задача которого вникнуть в детали ситуации и помощь человеку определиться с дальнейшей работой.
- Откуда такой красивый огурец? - удивилась Моник, которая только зашла в класс.
- Ты думаешь это огурец? Или всё-таки авокадо? - смеюсь я.
Мы со студентами много смеёмся. Как-то на уроке они рассмешили меня так, что пришлось попросить разрешения выйти и умыть слёзы.
Моник - моя бывшая студентка, родители её из Ямайки. Она уже закончила программу, но продолжает иногда приходить в гости.
- Таня, Моник никого не слушает и грубит в центре занятости. Сказала, что не будет посещать их занятия и требует, чтобы её вернули к нам, - рассказывает моя директор.
- Моник грубит? Странно. Конечно, пусть приходит.
Первый раз со своей мамой Моник познакомилась, когда ей было 18 лет. Отца, практически, не знает. Росла с бабушкой и дядей, который её оскорблял и насиловал.
- Я до сих пор не могу пользоваться блендером...Как-то я мыла посуду в доме дяди и разбила стеклянный стакан блендера...он меня избил...
Сейчас, когда дочке Моник пошёл третий год, нашедшаяся мама решила принимать активное участие в их жизни: "Кто так купает ребёнка?!" "Почему ты не звонишь в садик и не расспрашиваешь их подробно, что она сегодня ела?" "Куда ты собралась на ночь глядя?"
- Таня, где она была, когда мне так нужна была мама?...
Я не знаю... не знаю, почему в мире столько несоответствий...
Знаю, что могу сделать Моник кофе, слушать её порой часами и вместе думать, как ей быть дальше. Отец её дочки - заядлый игрок в азартные игры. Они не живут вместе. Дочь Моник - не единственный его ребёнок.
- Моник, вот этот мужчина, который тебе последнее время названивает - он кто и какие у него по отношению к тебе намерения?
- Да-да, Таня, не волнуйся, - хохочет Моник. - Я помню твои предписания!
- Я проверю.
- Я делаю кофе на тебя?
- Спасибо, Хоуптон. Зайди в кабинет, когда будет время.
Хоуптон учится у нас уже по второму кругу. Он профессиональный повар, получил производственную травму. Канадское государство оплатило ему компьютерные курсы. В свои 47 он ничего не знал о компьютерах. Мы вместе создали ему gmail, и я сделала красивую фотографию на профайл. А теперь я с удовольствием смотрю, как он свободно работает за компьютером и даже создал свой кулинарный блог. А вчера, например, Аманда, моя новая студентка, хотела подать документы на интересную работу, но там требуют базовые знания Access:
- Это тебе к Хоуптону. Хоуптон, помоги, пожалуйста, Аманде разобраться с Access.
- Не вопрос. Уже иду.
Один из сыновей Хоуптона под домашним арестом, второй - в следственном изоляторе.
- Не так нужно было строить свою жизнь, не так...
- Ничего, Хоуптон. Начинаем сегодня.
- Кстати, а что это за цукини? Давай я возьму домой и приготовлю.
- Конечно, бери.