среда, августа 01, 2018

Личностный кризис

У личностного кризиса выделяют четыре основных стадии: 

1) рост напряжения («я больше не хочу так жить»); 
2) поиск новых путей развития («что я могу сделать?»); 
3) мобилизация всех ресурсов («итак, я начинаю революцию!» 
4) дезорганизация прежней или рождение новой стилистики жизни («отныне все будет так…»). 
Личность в кризисе либо трансформируется, либо ломается. 
Здесь уместно вспомнить одну притчу. Человек, оправившись от глубокого кризиса, залетел временно на небеса, Там он встретил Бога. «Спасибо, Господи, что ты помогал мне» – говорит человек, окидывая взглядом с небес свой путь жизни и замечая рядом со своими следами цепочку следов Бога. Но тут он обнаруживает, что одна цепочка следов обрывается и догадывается: это произошло тогда, когда он впал в тяжелейший кризис. «Вот, оказывается, почему я был в кризисе!» – обращается человек к Богу: - «Я шел один, ведь ты меня покинул!» «Успокойся, – отвечает Бог. – Это мои следы. Я тогда взял тебя на руки!».
Все ли непременно переживают кризис? Возрастная психология утверждает, что основные нормативные кризисы взрослой жизни – это кризис 30-35 и 40-45 лет. Первый обусловлен рассогласованием между желаниями человека и реальностью. Например, вы еще не создали семью (а хотите) или создали, но не такую, как мечталось. Нерешенный кризис грозит депрессивными расстройствами, злоупотреблением алкоголем. Для переживания данного кризиса важно пересмотреть свои жизненные позиции и выбрать реалистичные цели.  
Если к 40 годам человек не получает необходимой доли признания, наступает второй кризис взрослого периода. Утрачивается смысл жизни. Возможны: уход в болезнь, отвращение к жизни, развитие пагубных пристрастий. 
Чтобы правильно пройти через этот кризис, следует как бы вновь завоевать мир: покорить новые профессиональные вершины, переопределить свою жизненную миссию. И не бояться перемен: всегда есть кто-то, кто сможет взять нас на руки.
Автор: доктор психологических наук Александр Бондаренко.
Предыдущие сюжеты отношений: 

Комментариев нет:

Отправить комментарий