понедельник, мая 08, 2006

Открытия прошлого года

  • Почему-то раньше Хармс проходил как-то мимо меня, и только в прошлом году я открыла для себя эту неординарную личность. Вот одно из моих любимых произведений Даниила Хармса.

Трудно сказать что-нибудь о Пушкине то-му, кто ничего о нем не знает. Пушкин вели-кий поэт. Наполеон менее велик, чем Пушкин. И Бисмарк по сравнению с Пушкиным ничто. И Александр I и II, и III просто пузыри посравнению с Пушкиным. Да и все люди по сравнению с Пушкиным пузыри, только по сравнениюс Гоголем Пушкин сам пузырь. А потому вместо того, чтобы писать о Пушкине, я лучше напишу вам о Гоголе. Хотя Гоголь так велик, что о нем и писать-то ничего нельзя, поэтому я буду все-таки писать о Пушкине. Но после Гоголя писать о Пушкине как-то обидно. А о Гоголе писать нельзя. Поэтому я уж лучше ни о ком ничего не напишу. 1936

После Хармса писать как-то обидно :)

  • Никогда особо не любила Булгакова, но в некоторых его произведениях нашла очень интересные размышления. Вот одно из моих любимых (из "Собачьего сердца", точка зрения профессора Ф.Ф. Преображенского)
- Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что выподразумеваете под этим словом? - Яростно спросил Филипп Филиппович у несчастной картонной утки, висящей кверху ногами рядом с буфетом, и сам же ответил за нее. - Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я,в ходя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то жесамое будут делать зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда этибаритоны кричат "бей разруху!" - Я смеюсь. (Лицо Филиппа Филипповича перекосило так, что тяпнутый открыл рот). Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев - прямым своим делом, - разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев!

Не могу не согласиться: не в клозетах, а в головах...

1 комментарий:

  1. "В головах".., но иногда даже в свою голову трудно вложить эту мысль и заставить там её заметить по отношению к себе...
    Первый раз я прочла книгу Хармса, не стихи, а именно ту, из которой цитала, в 1991 году, купила в замечательном книжном магазинчике недалеко от Финбана. Потом она исчезла во времени и людях. А сейчас, благодаря Вам вспомнила,.. не столько её, сколько моё впечатление от неё, спасибо=)

    ОтветитьУдалить